Увлечение инновационными технологиями часто приводят к недооценке роли памяти и повторения, а без этого практически невозможна реализация развивающего обучения, которое является основой современного образования. 

Закон 1 – осмысления самый простой и самый фундаментальный. Люди так мало усваивают из того, что они читают потому, что они слишком мало думают сами. Простейшие приёмы.

·         «Прогноз». Не спешите начинать читать сразу новую тему. Попытайтесь по названию определить, о чем в ней пойдёт речь, или что на месте автора написали бы Вы. Точно такое же «прогнозирование» можно применять и по прочтении названия параграфа, названий частей параграфа, первого абзаца и т.д. Если Вы чувствуете, что после выдвижения ряда аргументов автор готов сделать свой вывод, - не торопитесь читать, попытайтесь сделать его сами.

·         Выделяйте смысловые опорные пункты - неделимые, законченные единицы смысла. При этом на полях можно отмечать: вот первая мысль, вот вторая, вот третья. Представьте их в виде зримых образов, свяжите их между собой (зрительный нерв толще слухового в 25 раз!).

Закон 2 – интереса. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. Интересное, «аппетитное» всегда запоминается легко потому, что мы не тратим на это специальных усилий - включается так называемое непроизвольное запоминание. Значит, надо сделать запоминаемое интересным. Каким образом?

Основа формирования интереса - цель. Когда мы видим: это может понадобиться для будущей работы, карьеры - читать становится интересно. Мешает формированию интереса скучное, сухое преподавание с передачей фактов, цифр, формул. Способствуют образное и эмоциональное повествование и личность увлеченного предметом преподавателя, авторитетного для Вас и обладающего ораторским искусством

Закон 3 – объёма знаний. Чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается все новое. Подобно тому, как сухая ткань не сразу впитывает влагу, мозг без базовых знаний по определенной теме противится восприятию слишком большого количества новой информации.

Если вы хотите запомнить что-то совершенно новое, учтите, что при единовременном восприятии память способна удержать в среднем 7 объектов (от 5 до 9). Безразлично, будут ли это отдельные слова, предметы или мысли.

Закон 4 – готовности к запоминанию. Давно известно, что готовность к выполнению определенного действия (установка) предопределяет восприятие. На восприятие какого материала вы настроились, что Вы приготовились увидеть в тексте, то и увидите.

Закон 5 – одновременных впечатлений. Представления, возникающие одновременно, имеют свойство вызывать друг друга - по ассоциации (сопоставлению, сравнению). Где и  когда так было? На что или на кого похоже?  Поэтому, например, обстановка вызывает воспоминания о событиях, происходивших в ней. Из этого закона следует ряд практических рекомендаций. Основаны они на том, что, если вам трудно вспомнить что-либо, надо вызвать в памяти максимум одновременных (смежных) впечатлений.

Закон 6 – последовательных впечатлений. Представления, возникающие друг за другом, вызывают при воспоминании следующие за собой (но не предыдущие). Поэтому легко, к примеру, произнести алфавит в привычном порядке и трудно наоборот. Изучение темы одним крупным блоком, запоминание стихотворения целиком более эффективно по сравнению с изучением параграфов учебника по отдельности, запоминания стихотворения кусками.

Конец каждого куска - по закону последовательных впечатлений - связывается не с началом следующего, а с началом его же самого. И при воспроизведении происходит то же самое: пересказал четверостишье, а дальше – ступор!

Закон 7 – усиления первоначального впечатления. Чем больше первое впечатление от запоминаемого, чем ярче образ, чем больше каналов, по которым идет информация, тем запоминание прочнее. В первые годы жизни человек делает интенсивные шаги в своем развитии, узнает и постигает нового больше, чем за всю последующую жизнь. Такое ускоренное познание мира специалисты объясняют тем, что в этом процессе участвуют все пять органов чувств, то есть, кроме слуха и зрения, еще и осязание, обоняние и вкус. В последующей жизни задействованы, как правило, слух и зрение.

При эмоциональном усилении первоначального впечатления надо стараться вызвать максимум положительных эмоций, связанных с запоминаемой информацией. Печаль, раздражение, неуверенность, страх - враги памяти, а значит и обучения.

Закон 8 – торможения. Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Отсюда ясно: лучший способ забыть только что заученное - сразу вслед за ним постараться запомнить сходный материал. Любая информация - чтобы быть запомненной - должна «отстоятся».

Исходя из этого, становятся понятными забытые школьные рекомендации: не учить физику после математики, литературу после истории, стихи необходимо учить перед сном и т.п.

Более подробно на

 http://www.hr-portal.ru/article/zakony-pamyati-i-tekhniki-effektivnogo-zapominaniya

http://memohelp.narod.ru/sovtest.htm

Наберите в Яндексе: А. А. Смирнов (1893—1980)  законы памяти
Каждый из нас с детства знает афоризм «повторение – мать учения». И на этом познания у большинства людей заканчиваются. Кстати, даже в формулировке ошибка: повторение не может быть матерью. «Повторение» среднего рода, а «мать» - женского. Ещё меньше известно о законах памяти. Подавляющее большинство учителей имеет весьма смутное представление о законах памяти, режимах повторения и о восприятии человеком информации. Даже в институте повышения квалификации учителей при защите работы на высшую квалификационную категорию мне приходилось с боем доказывать актуальность этого вопроса и научному консультанту, и аттестационной комиссии, кстати, доцентам и кандидатам наук. Для них "технология модульного обучения", "образовательные компетенции", "педагогика сотрудничества", "метод проектов" – это достойные темы для квалификационных работ, это актуально, современно, модно. А так, что это за тема? С первого класса "всем всё известно". Ознакомившись с работой, мнение о ней у них поменялось. Исправили только одно слово в названии работы. Признали это технологией, которую может использовать любой учитель. Но нервов потрепали! Добавлю, только то, что кроме меня ни один учитель не просветил в этой теме ни одного из учеников или студентов, которых мне довелось обучать (более 2000 человек!). За сто лет психологи наработали столько материала о памяти и повторении, дают его нам, педагогам, а мы, извиняюсь, как поросята возле кормушки – лень шевельнуться, взять готовое, чтобы себе же облегчить жизнь и не получать разгон от администрации за низкое качество знаний!