Авторская методическая разработка конспекта 

                                           коллективного труда детей в подготовительной к школе группе

                                           по теме «Вырастим из семян цветы сами».

                                         Воспитателя Копыловой Юлии Валерьевны

                                         МС (К)ОУС(К)НШ-Д/С № 14 «Аленушка».

                                         Кыштым, 2014 г.

Программное содержание:

Учить сеять семена цветочных культур новым способом.

Продолжать совершенствовать трудовые умения детей: определять, что нужно

для работы, готовить всё необходимое, выполнять последовательно действия

(планировать свою работу, преодолевать возникающие трудности самостоятельно, аккуратно выполнять, доводить начатое дело до конца, трудиться на общую пользу). Вызвать желание самим вырастить  растения  из семян.

Воспитывать дружеские взаимоотношения и культуру труда.

Развивать тактильное восприятие,  мелкую моторику, ориентировку в пространстве, слуховое восприятие.

Предварительная работа:

Беседа – рассказ «Цветочный рай» об однолетних и двулетних цветочных культурах  (с целью расширения представлений по выращиванию цветочных культур, о правилах посадки и ухода), рассматривание иллюстраций и фотографий «ярких солнечных цветов».

Просмотр презентации «Красочный мир однолетних цветов» (однолетние и двулетние).

Д/ И «Найди сходства и различия», «На что похоже?», «На что похожи семена?»

«Найди такой же цветок».

Словарная работа: календула – ноготки,  настурция, бархатцы, ромашки, семена, посевы, рассада, бороздки, парничок.

Материал: алгоритм- помощник в подготовке столов к работе, фартуки, клеёнки, совки и щетки – сметки, баночки на каждого, семена 4 цветочных культур (бархатцы, календула, настурция, ромашки),  таз с землей, совочки, палочка для изготовления бороздки, лейки с водой,  эмблемы, таблички с изображением цветов. Схема для проверки правильной последовательности выполнения работы. Запись  классической спокойной музыки, емкость для посева образца с землей.                   

Ход трудовой деятельности:

Организационный момент: Звучит спокойная музыка.

Ребята, сегодня утром прилетала птица – синица на окно и рассказала чудесную историю о превращениях маленького семечка в красивый цветок.

Вот прослушайте эту историю:

Лежало маленькое семечко в бумажной коробочке всю зиму. Казалось, про него уже все забыли, солнце пригревало все сильнее, снег весь растаял, природа проснулась ото сна.  Семечко грустило и думало, что о нем уже никогда не вспомнят, но вдруг, его достали заботливые руки,  и оно услышало приятный голос, который сказал: «Наступила пора сеять в землю семена цветов, пришло и твое время».

И вот его посеяли в землю, там было темно и неуютно, и  ему там было неуютно, но заботливые руки ухаживали за ним, поливали, разговаривали ласково с ним, как с живым.

И вот  семечко открылось, и появился росточек, он рос, рос и постепенно вырос в красивый цветок.  Люди проходили и восхищались его красотой.

Воспитатель:- А ведь мы с вами, ребята, тоже можем вырастить цветы из семян. Вот только

необходимо узнать, можно ли сеять семена в землю, в открытый грунт? Вы знаете?

Дети:- Сейчас нельзя сеять семена цветов, потому что ещё холодно по ночам, сейчас только середина весны, месяц апрель. Посевы могут  замёрзнуть.

Воспитатель:- Ребята, а как можно ускорить рост растений и уберечь их от  холода?

Дети:- Мы можем посеять семена цветов в группе и поставить их на окне.

Вывод воспитателя с помощью детей:

Для успешного роста нужны определённые условия. Какие это условия?

Дети:- Для того, чтобы посевы не замёрзли и не погибли нужны тепло, свет и вода.

Воспитатель:- Вот наши семена, которые ждут своего часа посадки. Давайте мы и посмотрим, какое чудо появится из наших семян. 

- Посмотрите и определите, как называются эти семена?

Дети:- Перечисляют названия семян цветов: семена настурции, семена календулы, семена бархатцев, семена ромашки.

Воспитатель:- Ребята, с чем их можно сравнить? На что они похожи?

- Дети:- Это цветы можно сравнить с «солнышками». Они имеют окраску  желтого и оранжевого цвета. Называются они ноготки, настурция, бархатцы, ромашки.

Воспитатель: А как же нам вырастить рассаду?

Дети: Мы  посеем семена цветов и вырастим рассаду .

Воспитатель: Давайте вспомним, что нам понадобиться для работы? (по схеме)

Дети:- Для работы нам нужны клеёнки и  фартуки.

- Для работы нужны - земля, совочки.

- Для работы нужны семена  цветов, вода.                                                                               

Воспитатель: Подойдите к столу и возьмите эмблему, а по ней вы определите, какие семена необходимы для работы.                                                                                   

Дети определяются в выборе семян по эмблеме.                                                                              

Воспитатель: ребята, давайте вспомним названия семян  и их внешний вид.

Дети:- Каждая подгруппа (по 2 человека) рассказывает о своих семенах.                                                                                

 1. Рассказывают о семенах  бархатцев. Семена чёрно - белые, похожие на иголочки.         .                                     

 2. Рассказывают о семенах  календулы (ноготков). Семена календулы похожи на когти, поэтому и получили такое название ноготки. Похожи ещё они на колючие крючки.                                                                         

 3. Рассказывают о семенах настурции. Они похожи на горошины, они по размеру  крупнее всех.

4. Рассказывают о семенах ромашки. Они похожи на маленькие, плоские  пластиночки…                                                                           

Воспитатель:- Сейчас подойдите все ко мне, я вам покажу способы посева семян.

Семена бархатцев и ромашки  мы сеем часто, высыпая их из щепотки по всей бороздке, семена ноготков высыпаем из щепотки часто, но не горкой в одно место, а равномерно по всей бороздке, самые крупные семена настурции, их сеем по одной горошине рядом друг с другом также по всей бороздке.

Дети:- Перечисляют последовательность действий по схеме. Берём баночку,  потом

насыпаем аккуратно землю до метки, после немного поливаем. Сеем семена. Потом берём немного  на совочек земли и присыпаем  семена. В конце обязательно нужно полить немного, чтобы посевы не размыть, поставить на окно.(по схеме)

Воспитатель:- Молодцы,  всё вспомнили, а теперь приступаем к работе, надеваем фартуки, помогите друг другу завязать их завязать.

Воспитатель:- Подойдите к столу и возьмите всё необходимое для работы. Дежурные

кладут клеёнку, ставят тазы с землёй и совочками на столы. Все дети берут  баночки, таблички с картинкой цветов, стаканчики – наливают из лейки немного воды в них.

Теперь приступаем к работе. Включается спокойная музыка.                                      

Дети выполняют посадку семян. Помощником служит алгоритм «Посев семян».

Воспитатель: Ребята, работа  по посеву семян окончена.  Сегодня у меня для вас есть сюрприз, мы сделаем чудо – парничок новым способом. Посмотрите на свои баночки.

На них есть крышки. Мы их  закроем и получится чудо-парничок.

Воспитатель:- Ребята, а как вы думаете, зачем мы закрыли сверху крышечкой и сделали этот чудо – парничок.

Дети:- Так семена быстрее прорастают, под крышкой становиться очень жарко.

Дети:- Закрывают баночки и ставят на окно.

Воспитатель:- Какая работа у нас ещё осталась?

Дети:- Сейчас мы будем убирать рабочие места. Нам нужно стереть салфеткой со стола землю, убрать весь инвентарь, подмести, снять фартуки и повесить на место.

Дети берут салфетки и вытирают со стола, дежурные убирают тазики с землёй

и совочками, лейки. Снимают и вешают на место фартуки.

Воспитатель:  (подводит  к оценке своей деятельности)

- Ребята, скажите, чем сегодня мы с вами занимались?

Дети:- Сегодня мы сеяли семена цветов ноготков, бархатцев, настурции, ромашки. Или…

- Посеяли  семена «солнечных цветов».

Воспитатель:-  А как вы выполняли свою работу?

Дети:- Работу выполняли аккуратно и последовательно.

Воспитатель:

- Что ещё вы сделали?

Дети: - Мы убрали свои рабочие места, весь инвентарь.

Воспитатель:

- Что ребята, сегодня вам понравилось больше всего?

Дети:- Нам понравился посев семян.

- Работа в группах по эмблеме.

- Посев и изготовление нового парничка.

Итог:

Воспитатель:-Что помогало последовательно выполнять посев семян?

Дети:- Нам помогала схема, по которой мы раньше сеяли и другие семена.

Воспитатель:- Ребята, а для чего мы с вами посеяли эти семена?

Дети:- Мы их посеяли, чтобы украсить свой участок цветами.

Воспитатель:- Как мы поступим, когда всходы вырастут в рассаду?

Дети:- Когда посевы подрастут, и будет  крепкой рассада, мы высадим её на клумбы. Теперь наш участок станет ярким, похожим на большое солнышко.

Воспитатель:- Ребята, при каком условии может вырасти из семян крепкая рассада и затем красивые цветы?

Дети:

- Вырастут и рассада, и цветы  если мы будем поливать регулярно ласково с ними разговаривать с посевами, Держать на свету, и в тепле. Они будут расти, постепенно превращаясь в красивые цветы. А прохожие потом будут любоваться их красотой.

Воспитатель: - Молодцы, вы сегодня потрудились действительно очень хорошо и всё за собой убрали. А мне еще очень понравилось, то, что вы друг другу помогали, были вежливыми и внимательными. 

- Если все потрудятся и украсят свои маленькие участки красивыми цветами,

то у нас в городе с весны до поздней осени будет красиво. (показ клумбы в цветах).