Глава 2. Из опыта работы преподавателя ОПД и СПД по                                                                    активизации  познавательной деятельности студентов.

2.1.Активизация познавательной деятельности на уроках профессиональных дисциплин в КРМТ.

Кыштымский радиомеханический техникум ведет подготовку специалистов 49 лет.

Изначально КРМТ является основным учебным заведением подготовки специалистов среднего звена для промышленных предприятий города. Нелишне вспомнить, что это сугубо техническое учреждение среднего профессионального образования. Многие годы при поступлении в КРМТ студентов отбирали на конкурсной основе.

         В настоящее время изменились экономические отношения в стране. Данные изменения напрямую коснулись и учреждений СПО.

Основной задачей УСПО стала подготовка конкурента способного специалиста.

В былые времена выпускник КРМТ, в большинстве случаев был ориентирован на профессиональную деятельность в качестве инженерно-технического работника.

         В восьмидесятые годы в нашем горнозаводском районе были такие соотношения учреждений образования: 1 ВУЗ, 2 техникума и 6 ПТУ. В настоящее время это соотношение изменилось. Увеличилось количество

учреждений ВПО и уменьшилось количество учреждений НПО.

         При таком соотношении ВПО и НПО (а это явный перекос), изменились и задачи по подготовки специалистов в учреждениях СПО.

На данном этапе уже нельзя рассчитывать, что все студенты техникума могут в будущем занять место инженерно- технических работников. Естественно, работодатель возьмет на работу специалиста, имеющего диплом об окончании УВПО. А данный факт накладывает на учреждение СПО дополнительную задачу. Помимо подготовки ИТР вести подготовку квалифицированных рабочих, способных быстро адаптироваться в условиях рынка.

Являясь преподавателем общепрофессиональных и специальных дисциплин (ОПД, СПД), свою педагогическую деятельность строю с учетом вышеобозначенной двуединой задачи.  На первых лекционных занятиях определяю мотивы, побудившие поступить учиться на данную специальность. Нередко позитивной мотивации у большинства студентов нет. В подобных случаях стараюсь использовать дифференцированные методы обучения.

Так как ОПД являются фундаментом не  только нашей специальности

 ( технологии обработки металлов), но и других технических профессий, модно мотивировать актуальность их изучения на этой основе.

Часто студентов ориентирую на изучении общей электротехники, как базы для изучения специальных предметов. Другой части студентов объясняю о необходимости знания этого предмета  дисциплины для использования в быту.

Нередко толчком для активизации познавательной деятельности может служить изучение принципа работы конкретного бытового электрического или электронного  устройства. Например, каждый студент имеет дома какой-то блок электропитания.

         Разбор его принципиальной схемы, технических возможностей вызывает  неподдельный интерес, который распространяется и на другие темы электротехники. В тоже время при рассмотрении какого-то промышленного устройства бытового назначения (которое можно реально потрогать) интересным становится узнать и устройства промышленного.

Другой пример (ОПД гидравлики). Очень трудно заинтересовать студентов с вниманием воспринимать законы гидростатики. Но если подкрепить теоретические выкладки конкретным примером, объяснив принцип работы гидравлического домкрата, то все автолюбители моментально проявляют большой интерес.

Еще пример из электротехника. Изучить явление самоиндукции и взаимоиндукции представляется затруднительным из-за многообразия определений и математических выводов. Но если напомнить  юношам, что работа системы зажигания автомобильного двигателя основана на явлении взаимоиндукции, то мотивация к изучению сразу возрастает.

Большую роль в активизации познавательной деятельности  играет использование конкретных проблемных ситуаций.

В таких случаях студент из созерцателя и слушателя  превращается в участника  и активного деятеля по решению проблемы. Например (ОПД электротехники) ставится задача, определить токи, протекающие в различных бытовых электроприводах, когда амперметров в  наличии нет. Но эту задачу можно решить, применив косвенные измерения (бытовой счетчик электроэнергии и секундомер). Сразу же у студентов появляется активность по преодолению данной конкретной трудности. В настоящее время приходится  наблюдать, что  молодые люди не связывают свою будущую профессиональную деятельность с коллективной формой труда, а больше  с индивидуальной формой труда. Хочу пояснить это следующим примером.

В нашем  небольшом (но сугубо промышленном городе) имеется УНПО (ПЛ-30). С начало его  существования велось обучение по следующим специальностям:

-токарь

-слесарь

-фрезеровщик

-плотник

-литейщик

-сварщик

            В настоящее время набор ведется по следующим специальностям:

1) сварщик

2) автослесарь

3) повар-кондитер

4) оператор  ПЭВМ

5) коммерсант

6) повар-кондитер

7) закройщик

Из этого списка видно, что основные производственные профессии не популярны и на них набора нет. В то же время все таки набраны группы автослесарей и сварщиков. Чем   же это объяснить? Ведь в Кыштыме нет  Волжского автомобильного завода и УРАЛАЗА. А по словам студентов объясняется это просто. Данные профессии позволят работать  и на крупных предприятиях,  и в индивидуальной трудовой деятельности.

По этому на своих  уроках (ОПД электротехники, гидравлика) с целью повышения познавательной  активности  объясняю: что знание этих дисциплин помогут овладеть не только нашей профессии ( техник-технолог) по обработке металлов, но и другими профессиями. Для этих целей  практикуют   тематические  лекции о  смежных профессиях, теоретической базой, которых   являются обще-профессиональные предметы.

В настоящее время  коммерциализация захлестнула все слои общества.

В нашем районом городе 3 ВУЗА готовых специалистов (бухгалтер), экономист.

В то же время УНПО (ПЛ-30) не готовит рабочих  нашего профиля вообще.

Возникает законный вопрос: кому же будут разрабатывать промышленные технологии, наши студенты если нет рабочих.

А ведь есть в Кыштыме ещё факультет ЮУрГУ. Все это то  не дает положительной мотивации  по производственному обучению. Но несмотря на низкую мотивацию при изучении технической дисциплины в любой группе находятся студенты, которые с интересом учатся по данной специальности.

 

 

 

           2.2 Активизация познавательной деятельности студентов по средствам занятий их в техническом кружке

Огромное подспорье активизации познавательной деятельности студентов это предметный кружок или внеурочная форма обучения. Хорошо известно, что если человека заставлять что-то делать (изучать) это в большинстве случаи вызовет негативную реакцию, т.е. сопротивление. Совсем другое дело если студент добровольно берется за какую – то деятельность.

А любой предметный кружок комплектуется на добровольных началах. Правда, здесь иногда присутствует корыстная направленность (получить хорошую оценку).

Первоначально деятельность кружка (ОНД электротехника) направлена на  ремонт и сознание новых образцов макетов и моделей электро и электронных устройств. При этом можно наблюдать, что студенты неимеющие теоретической базы (а в кружке есть и те, кто учиться на «два», «три») первоначально не могут разобраться в  конструкции какого то устройства (так как нет знаний, то нет и умений). А разобраться в теории хочется по каким-то  практическим причинам  поэтому, чувство гордости заставляет вникнуть и в некоторую теоретические основы. Чтобы не выглядеть некомпетентным перед товарищами,   т.е.является мотив к изучению теории. Естественно, что при такой деятельности возникает проблемные ситуации.

Нередко выход из проблемной ситуации находит студент со средними оценками. И после этого у него появляется интерес к учению. Но деятельность предметного кружка не  ограничивается в том, что  изготовление учебных макетов и моделей. Приобретается определенный опыт студенты изготавливают, какие то подручные бытовые образцы электротехнического назначения.

Нередко при изготовлении устройства приходиться сталкиваться с темами из других дисциплин. В этом случае активизируется познавательная активность направленная и на другие предметы.

         Для того чтобы познавательный интерес не пропадал используют следующие принципы: построение кружковой работы.

1 принцип ( от простого к  сложному) т.е. задания должны быть доступными с учетом реальных возможностей.

2 принцип- постоянство т.е.занятия должны иметь не разовый, а системный характер.

         Признаком активизации познавательной деятельности может служить тот факт, что студент занимающийся в предметном кружке заинтересованный студент начинает брать работу и домой.

Положительным моментом является то что студенты начинают вносить свои предложения по совершенствованию изделий, т.е. на лицо элементы творчества.

         Испытывая трудности с набором в техникуме были открыты новые специальности в частности специальность «Технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта». Малочисленность выпускников поступающих в КРМТ резко снизило знания абитуриентов. В результате на специальность «Автомеханик» пришли в основном студенты имеющие за школьный курс удовлетворительные оценки. Естественно у таких студентов складывались негативные отношения к расчетно - теоретическим дисциплинам. С целью развить познавательную активность этих студентов мною был организован технический кружок под названием «Автомех» Первоначально, когда опыта еще не было восстанавливали старые макеты и учебные модели оборудования. Постепенно стало складываться ядро кружка, и мы приступили к созданию собственных разработок. Первой изготовленной моделью стала модель «привод ведущих колёс заднеприводного автомобиля» Здесь ребята проявили огромную инициативу в приобретение деталей и изготовлении конструкции. Следует заметить что занятие в кружке проводились естественно во внеурочное время. Но заинтересовавшись работой, никто не собирался убежать, как это часто бывает на теоретических уроках. Накопив некоторый опыт ядро кружка приступило к сборке реального двигателя внутреннего сгорания. Ясно. Что без хорошего знания теории эту работу не осилить, поэтому бывшие «не любители» теории, усердно и активно изучали специальную литературу, и по другому взглянули на учебу. Следовательно ребята через практический труд осознавали необходимость получать знания. А появившиеся желание учиться положительно повлияли на успеваемость. Предметный кружок функционирует и сейчас. Фотографии некоторых макетов и моделей прилагается в приложении III

           В результате дифференцировании подхода к обучению и работе предметного кружка появляется заинтересованность в учебе, уважение к профессии и желание продолжить учебу дальше.

            Работая по совместительству У.В.П.О. Кыштымский факультет ЮУрГУ (ОПД гидравлики) могу наблюдать тех же студентов занимающихся ранее в   моем предметном кружке .

В то же время хорошо знают, что первый курс техникума они заканчивали с оценками «3» и «4». Значит, познавательный интерес к техническим дисциплинам у этих студентов принял устойчивую форму.

Динамику положительного отношения к профессии смотреть приложение 1.

           В моей педагогической нагрузке помимо  общепрофессиональных дисциплин имеются и специальные  профессиональные дисциплины. Основной такой дисциплиной является: «Технологическое оборудование», старое название дисциплины: «Металлорежущие станки».

Если провести аналогию с дисциплинами учреждений начального профессионального образования, то данная дисциплина аналогична дисциплине: «Специальная технология».

Характерной особенностью является то, что дисциплина имеет сугубо практическую  направленность, поэтому в структуре дисциплины помимо теоретических занятий, большое место отводится лабораторно-практическим занятиям. При чем, под практическим занятием понимается не решение задач и примеров, а работа на конкретном действующем оборудовании, т. е. получается минипрактика  в рамках теоретического предмета.

В то же время учреждения средне профессионального образования не всегда удается устроить студентов при прохождении практики на предприятия города по соответствующим специальностям. Поэтому нередко получается, что за четыре года обучения, студенты реально могут поработать на металлорежущих станках только в моей лаборатории, поэтому свои педагогические технологии строю с учетом выше перечисленных особенностей дисциплины. Основой является профессионально ориентированная технология.

Профессионально-ориентированная технология реализуется в условиях профессионально-технологической системы обучения. Цель технологии- обеспечить профессиональное становление личности современного конкурентоспособного специалиста, готового к полноценной профессиональной, управленческой, производственно-технологической, научно-методической, исследовательской деятельности.

      Задачи технологии:

  1. Формирование у выпускника УСПО ценностных отношений к собственному профессиональному образованию и профессиональной деятельности.
  2. Гарантированная реализация образовательных программ, достижения запланированного уровня и качества подготовки специалиста.
  3. Развитие творческого потенциала его личности.
  4. Воспитание полноценной направленности, готовности к самореализации в обществе.

За наивысший результат своей профессиональной деятельности принимаю тот факт, когда мои студенты продолжают учебу в учреждениях ВПО именно по данной специальности, а в последствии трудятся по полученной профессии.

Как было сказано ранее современный выпускник техникума в будущем трудится на предприятии или в качестве инженерно-технического работника или в качестве рабочего. Поэтому на первых лекционных занятиях путем бесед и анкетирования а также  анализируя личные качества, определяя на какой характер трудовой деятельности нацелен студент. Поэтому делю группу на рабочие подгруппы, т. е. осуществляю дифференциацию по целеустремлению. В  реальности получается три рабочих подгруппы:

1. Человек – организатор (мастер, начальник участка).

2. Технический специалист (техник – технолог, техник-конструктор).

3. Человек рабочей профессии (токарь, фрезеровщик и т. д.).

При таком делении студентов учитывающим их склонности, психофизические данные, значительно усиливается познавательная активность и повышаются результаты обучения, качественная и количественная успеваемость (см. приложение 2 ).

Для каждой из трех подгрупп концентрирую внимание на тех темах, которые больше связаны с будущим характером рабом. При постановке цели учитываю тот факт, что для первой и второй подгруппы значительно большую роль играют знания, а для третьей подгруппы большую роль играют умения и навыки.

  Так как данная дисциплина имеет сугубо практическую направленность, то для повышения познавательной активности использую такие внеурочные мероприятия как конкурс: «профессионального мастерства станочников». Это форма внеклассного занятия сочетает в себе элементы деловой игры и воссоздания конкретной производственной обстановки. В мероприятии принимает участие две параллельные подгруппы. Из каждой группы отбираются команды основных участников конкурса, т. е. тех, кто будет работать на станках. Это представители третьей подгруппы. Помимо этого для обслуживания конкурса выбирается жюри, а также от каждой группы присутствует команда болельщиков, которой выдается задание интеллектуального характера. При подведении итогов определяется как личное мастерство так и мастерство всей команды.

Эмоциональность и зрелищность данного мероприятия вызывает искренне познавательный интерес у его участников. Неоднократно замечал, что после конкурса «профессионального мастерства» резко возрастает активность на занятиях.

Какой бы не была производственная и материальная база учебных заведений, но все равно она отстает от  промышленной базы предприятия. Поэтому в качестве одного из типов учебного занятия практикую производственную экскурсию. Основной целью является ознакомление с реальными производственными процессами, условиями труда на промышленных предприятиях. Место проведения экскурсии зависит от темы лекции. При этом удачно выбранное место и интересный грамотный руководитель с предприятия положительно влияют на познавательную активность студента.

           2.3.Результаты опытной работы:

Являясь преподавателем общепрофессиональных и специально- профессиональных дисциплин, впервые сталкиваюсь со студентами Кыштымского радиомеханического техникума на втором курсе, т. е. в то время, когда заканчивается общеобразовательные дисциплины, и начинаются специальные дисциплины, т. е. на границе между общим обучением и профессиональным.

Проводя анкетирование и беседы со студентами выясняю их отношение к конкретной профессиональной деятельности. В результате опроса выявляется три категории студентов:

1. профессия нравится;

2. к профессии равнодушны;

3. профессия не нравится.

При количественном анализе всех трех категорий видно, что позитивный настрой на учебу имеет незначительное количество студентов, порядка 15-20%, большая часть студентов 60-70% равнодушны к учебе и от 10-15% своя будущая профессия изначально не нравится. Такая отрицательная мотивация на учебно-производственную деятельность создает неблагоприятные условия для всего процесса обучения, снижает качественную и количественную успеваемость, не прививает уважения к производственно техническим специальностям. Хотя в обществе потребность специалистов данной сферы велика.

Поэтому, как инженер-педагог пытаясь преодолеть такие негативные тенденции активным педагогическим воздействием.

Применяя современные технологии дифференцированного обучения можно наблюдать положительную динамику роста уважения студентов к своей профессии, а как следствие этого рост качественной и количественной успеваемости.

В педагогическом эксперименте участвовали две группы: 306 и 497 обучающиеся по специальности: «Технология обработки металла на станках с ЧПУ». Изначально группы имели примерно равную качественную и количественную успеваемость и одинаковое соотношение студентов уважающих свою будущую профессию и относящихся к ней равнодушно (это было выявлено при анкетировании). Обучение в группе 306 специальным профессиональным дисциплинам велось по дифференцированной методике обучения, а обучение в группе 497 велось по обычной методике без учета индивидуальных особенностей. Уже в самом процессе учебы было видно что познавательный интерес в группе 306 более высокий.

По окончании учебного года было проведено повторное анкетирование по выяснению отношения студентов к выбранной профессии. По результатам было видно, что в обоих группах категория уважающих профессию увеличилась за счет категории равнодушных. В обоих группах также увеличилась качественная и количественная успеваемость. Причем группа обучающаяся по дифференцированному методу обучения имела лучший результат (результаты сведены в приложениях 1 и 2).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

         Для преподавателя специальных дисциплин процесс исследования  неотделим  от процесса активного вторжения в процесс производственной деятельности. Данная работа была направлена на изучение тех  ценностей, тех находок, которые обнаружены в передовом опыте педагогов, освещающих активную и целенаправленную деятельность по формированию познавательных интересов учащихся.

В процессе обучения хотелось предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса трудовой деятельности ( самостоятельная работа) , в приемах побуждения и активизации учащихся.

         Рассмотрим конкретно программные пути по отдельным направлением.

         В области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе преподавателя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования не только трудовых навыков учащихся, но и научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. Поэтому планирую на будущее следующие:

1.Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень производственного труда и перспективы его движения;

2.Раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;

3.При помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;

4.Показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом;

5.Раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных знаний в жизни человека, на производстве, при решении бытовых и практических вопросов.

В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности:

1.Постоянно усложнять познавательные задачи, по каждой теме наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;

2.Вводить ситуации на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;

3.Составить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний;

4.Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;

5.Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, реконструкции и опыта, самостоятельности мысли.

Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане предлагается :

1.Оживлять уроки специальных дисциплин, элементами занимательности, имея ввиду решение поставленной на уроке задачи;

2.Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;

3.Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;

4.Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;

5.Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области, как дополнительный источник знаний для других;

6.Рекомендовать дополнительную литературу. Перед индивидуальной работой с учащимися поставлены две задачи:

а) выявление познавательных интересов и склонностей учащихся;

б) целенаправленное воздействие на укрепление, развитие и углубление процессов и склонностей учащихся.

Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики и психологии – формировании познавательных интересов учащихся, следует сделать несколько обобщений.

1.Рассматривая познавательный интерес как элемент развивающего обучения, я хотел показать, что это один из самых значимых мотивов учения, формируя который мы создаем прочную и надежную основу личности учащегося.

2.Также стремился показать, что при помощи феномена  познавательного интереса сложность и значимость стороны обучения постоянно должна быть в поле зрения учителя. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой учащийся кровно заинтересован.

3. В учебном процессе в первую очередь лежат истоки  подлинного познавательного интереса. Учебный процесс, обладая определенным содержанием учебных предметов, организуя операционные действия учащихся, обладает значительными объективными возможностями стимулирования познавательного интереса. В свою очередь познавательный интерес учащихся в обучении является источником энергетических ресурсов деятельности учащихся.