Опубликовано 12.02.2014 г. 12.05.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта преподавателя истории и обществознания ГБОУ СПО (ССУЗ) «Кыштымский радиомеханический техникум»

г. Кыштым Челябинской области

Копылова Юрия Геннадьевича

 

Тема инновационного педагогического опыта:

«Применение средств ИКТ на уроках истории и обществознания»

 

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Студенты должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. Будущее за информационно-коммуникативными технологиями. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в образовании навсегда.

В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям. Данный опыт могут использовать преподаватели и учителя истории и обществознания с любым уровнем владения ИКТ. Опыт можно использовать при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала, проверки знаний на уроках истории и обществознания. Кроме того, его можно использовать при работе в группах: со слабыми студентами для отработки элементарных знаний, с сильными - при подготовке к олимпиадам. Данный опыт может использоваться и во внеклассной работе, при проведении классных часов, взаимодействии с родителями.

Наличие теоретической базы опыта.

Горлова Наталья Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического городского университета справедливо отмечает, что у современных детей повышенная потребность к восприятию информации. В отличие от детей прошлого века у современных детей с момента рождения начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на образах. Повышенная потребность ребенка к восприятию информации заставляет его постоянно искать возможности ее удовлетворения. Это объясняется тем, что уже с рождения дети любят смотреть телевизор. Особенно их привлекает реклама, которая отличается динамизмом и сжатостью информации.

У современного ребенка объем долговременной памяти намного больше, а проходимость оперативной выше, что позволяет ему воспринимать и перерабатывать большое количество информации за короткий промежуток времени. Горловой Н.А. было установлено, что мыслительные операции у современных детей развиваются комплексно: дети мыслят блоками, модулями, квантами.

Еще 130 лет назад Герман  Эббингауз экспериментально доказал, что забывание подчиняется гиперболической зависимости. То есть большая часть информации теряется сразу после запоминания, а с течением времени её забывается все меньше и меньше. За первые 8 часов теряется такой же объём информации, как и за последующие 30 дней (720 часов)! Доказано, что и повторение должно быть растянуто во времени тоже по гиперболе: в первый день повторяем сразу после изучения, через 20 минут, в течение 8 часов, и по разу во второй, четвертый, седьмой, тридцатый и девяностый дни.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта. На своих уроках я использую материалы персонального сайта. К каждому занятию подобраны адаптированные конспекты, презентации, видео материалы, термины, таблицы, карты, основные даты, online тесты и традиционные тесты для проверки знаний изученного материала. Всё это способствует комплексному восприятию изучаемого материала современными студентами. Весь материал выложен не только на сайте, но и оформлен на бумажном носителе. Для самостоятельной работы студентов есть отдельный сайт с открытым доступом. На нем материалы к зачетным темам. К материалам моего сайта есть ссылки с АСУ ProColledge.

Использую, ставшие за последние годы традиционными,  презентации по темам. Особенность презентаций – их обучающий, а не чисто информативный характер. На этапе ознакомления с новой темой демонстрируется учебный материал в следующем порядке: текстовое описание (раскрытие) элемента темы, затем, иллюстрация к  нему. В тексте выделяются ключевые фразы, даются упрощённые определения. Сразу после первичного изучения демонстрируются слайды для закрепления. Демонстрация идёт в обратном порядке: сначала иллюстрация к элементу темы, затем, текстовое описание (раскрытие) элемента темы. Иллюстрация служит своеобразной подсказкой для ответа студенту, который позже сверяет свои знания с демонстрируемым «оригиналом».

         Всё это отвечает давно известным, но подзабытым законам памяти и приёмам рационального повторения, разработанным и обобщённым со времён Г. Эббингауза зарубежными и отечественными авторами.

Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед образованием, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

Тестовая технология. Кроме традиционных форм проверки домашнего задания, у студентов есть возможность проверить свои знания на установленных в кабинете двух компьютерах путём тестирования в программе Assistent 1.3. Результаты тестирования сохраняются в программе. Кроме тестов на бумажных носителях имеются тесты-презентации на два варианта, которые позволяют сэкономить время на печатании тестов и раздаче и сборе во время тестирования. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Я в своей  практике применяю следующие типы тестовых заданий: задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа, из которых только один правильный; задания, предлагающие для анализа два суждения; задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях (столбцах, колонках);

Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей является применение  современных образовательных информационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения с целью развития интереса к истории и обществознанию.

Оптимальность и эффективность средств.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор педагогом методов, приёмов и средств обучения. Как преподаватель я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и проверенных временем и практикой методик дореволюционной и советской школ.

Результативность опыта.

Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: - использование ИКТ, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей; - использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса; - ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания.

Я убедился, что использование  современных образовательных технологий в сочетании с традиционной методикой  на уроках  дает высокие результаты:

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

- способствует повышению качества знаний учащихся;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

- использование ИКТ позволяет оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление;

Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

      наполнить уроки новым содержанием;

      развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность                   учащихся;

      формировать элементы информационной культуры;

      прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

      поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

      идти в ногу со временем.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

С публикациями о представленном собственном  инновационном педагогическом опыте можно познакомиться:

·        на личном сайте Копылова Ю.Г.

http://journalhis.ucoz.ru/index/predstavlenie_opyta_raboty/0-207

·        на Педагогическом портале. Рабочие программы и публикации

http://lesson1-5.ucoz.ru/index/opyt_raboty_kopylova_ju_g/0-147