Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ «Большеремезёнская СОШ Чамзинского муниципального района РМ Парчайкиной Натальи Николаевны

   

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя истории и обществознания

МБОУ «Большеремезёнская СОШ

Чамзинского муниципального района РМ

Парчайкиной Натальи Николаевны

 

 

Тема инновационного педагогического опыта:

«Проектно-исследовательская деятельность учащихся  на уроках истории и обществознания и во внеурочное время».

 

1. Актуальность и перспективность опыта.

 

  Наше время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, учителю. Важно не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, но и необходимо научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.

Одним из приоритетов современного образования  является организация проектно-исследовательской деятельности на уроках. Она призвана формировать  не просто умения, а компетенции, то есть умения , непосредственно сопряжённые с практической деятельностью, учит  мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.  Сложилось новое понимание цели образования: формирование у  современного школьника  готовности к саморазвитию, самообразованию, социализации.

  Реализация данной цели требует выполнения комплекса задач:

      -    обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность для  их достижения и оценивать результаты  этой деятельности;

-          формирование личностных качеств – мышления, воли, чувств, творческих способностей, мотивов  деятельности;

-          формирование картины мира, адекватной образовательной программе и уровню знаний.

    Учащиеся,  занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, становятся более коммуникативными.

Гипотеза 

Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы с применением не только учебного, но и реального жизненного опыта. Проект эффективен, потому что он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует невероятно большое количество общеучебных умений и навыков:

  •   Рефлексивные 
  •   Поисковые (исследовательские)
  •   Умения и навыки работы в сотрудничестве 
  •   Менеджерские
  •   Коммуникативные 
  •   Презентационные
  •   Умение аргументировать собственные высказывания
  •   Умение отвечать на незапланированные вопросы
  •   Умение понимать задания в различных формулировках и контекстах
  •   Умение находить требуемую информацию в различных источниках

Практическая значимость: Проектно-исследовательская деятельность учащихся  направлена на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий; предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых приводит к активному усвоению новых знаний; обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности, умение ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

 

2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта).

Главная задача учителя, на мой взгляд, сегодня состоит в том, чтобы создать необходимые психолого-педагогические условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Исследовательская деятельность - это творческий процесс совместной деятельности субъектов (ученика и учителя) по поиску решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение. Усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, а на формирование научного мышления, на искреннюю заинтересованность к самостоятельному познанию окружающей действительности. Эффективность применения  проектной  технологии в организации исследовательской деятельности состоит в том, что она даёт возможность одновременной реализации на уроке персональных моделей обученияОсновополагающими принципами данного опыта являются:

  • научность;
  • системность;
  • открытость;
  • перспективность;
  • усиление практической направленности;
  • обеспечение самостоятельной творческой деятельности учащихся  с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Проектно-исследовательская деятельность личностно ориентирована, характеризуется возрастанием интереса к работе по мере её выполнения, позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах, способствует обучению на собственном опыте, на реализации конкретного дела, приносит удовлетворение ученикам , видящим продукт своего труда, учит по настоящему мыслить.

В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой- либо проблемы. И важно, чтобы  эта проблема была взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка. Считаю, что если  творческая и познавательная деятельность начинается с сильного мотива, актуальна с точки зрения ученика и имеет практическую направленность, она всегда эффективна.

 

3. Наличие теоретической базы опыта.

 

В научных педагогических исследованиях этому виду деятельности школьников также уделяется внимание, в частности: как активной поисковой деятельности (В.Г. Разумовский); как деятельности, связанной с открытием нового знания (Л.C. Выготский); как деятельности, вызванной познавательными мотивами (A.M. Матюшкин); как деятельности, которая ориентирована на решение учебных проблем (Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов) и направлена на решение творческих задач и заданий (В.И. Андреев, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Разумовский); как деятельности, представляющей собой самостоятельный поиск и создание нового интеллектуального продукта (Б.И. Коротяев), как совокупности действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных ранее фактов, теоретических и практических знаний (Е.В. Мещерова).

В современных исследованиях выявлены закономерности и необходимые условия исследовательской деятельности учащихся, которые отражены в работах В.А. Андреева, В.Г. Разумовского, В.И. Смагина, В.П. Ушачева, Л.Д. Шабашова, А.П.Тряпициной, Е.В. Мещеровой. Уделено внимание развитию научного мышления, творческого воображения, самостоятельности, формированию и развитию универсальных исследовательских умений и навыков, овладению учащимися приемами исследовательской деятельности, гносеологическими знаниями (Н.Е. Важевская, В.Г. Разумовский, В.В. Краевский).

 

 

4. Ведущая педагогическая идея.

 

Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий, содействующих раскрытию потенциальных мыслительных возможностей каждого ученика посредством проектно-исследовательской деятельности учащихся  на уроках истории и обществознания и во внеурочное время, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения путём сочетания приёмов и методов развития навыков критического мышления в педагогической практике учителя.

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.

 

5. Оптимальность и эффективность средств.

 

Навыки проектно-исследовательской деятельности я начинаю формировать постепенно. На начальных этапах считаю эффективными различные педагогические ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное. Рецензирование ответов одноклассников то же связано с экспертизой, активным поиском правильного и более точного ответа.

Каждая творческая работа ученика – это положительные эмоции, ощущение себя в  качестве первооткрывателя, исследователя, новый стиль общения. Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. Главной целью учителя является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации. Важно вести детей к обобщениям, учить не только  иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания.

   В своей практике я использую различные формы организации проектно –исследовательской деятельности  учащихся: урок, элективный курс, научное ученическое общество, а так же различные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями.

   Наряду с уроком в традиционной форме применяю урок – конференцию, урок – исследование, урок- поиск, урок-защита идей, урок- ролевая игра и т. д.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении. Я знакомлю обучающихся, с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам:

-   в проекте должна быть решена какая - либо проблема;

-   проводится исследовательская работа;

-   проект выполняется самостоятельно учащимися;

-   учитель выполняет роль консультанта;

-   результаты проекта должны иметь практическую значимость;

-   в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.

Учащиеся перед  началом работы     над  проектом  получают  инструкции:

1) требования к проекту,

2) методические рекомендации, памятки - как правильно оформить проект,

3)шкала баллов оценивания проекта.

 

 

6. Результативность опыта.

 

Для того чтобы добиться желаемого результата в самостоятельной, поисковой, исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания, особенно в старших классах, я использую различные формы и методы работы.

Особый интерес для меня представляют исследовательские проекты, как наиболее перспективные, по истории в старших классах.  Например,  проект «XX век в истории России и моей семьи», который я реализую с учащимися разных классов не первый год. В зависимости от возраста учаще­гося школьники участвуют в одном - трех проектах за год.

Работая над проектами, занимаясь исследовательской деятельностью, мои ученики сотрудничают с организациями местного социума: обращаются в районный архив, редакцию газеты «Знамя».

Список статей , опубликованных за последние годы:

  • « Я горжусь своим дедушкой»  (Кедярова Н.);
  • «Я горжусь»  (Ботайкина Т);
  • «Как живые стоят обелиски» (Акимова Анна);
  • «Подарок ветерану» (Ерофеев Е);
  • «Спасибо краеведу – писателю» (Кублицкий С);
  • «Подарок детям» (Парчайкин Ж );
  • «Доктор неуловимых герой войны» ( Назаркин А);
  • «Ветеран из Красногорья» (Кублицкий С );
  • «Ветераны из села Б- Ремезёнки» (Акимова И );
  • «Не забытый нами герой» ( (Ботайкина Т );
  • «Он был участником парада победы» ( Чаиркин И );
  • «Военврач из села Б- Ремезёнки» (Юдин С );
  • «Выставка нашей землячки» (Акимова А );
  • «Голосами внуков и правнуков победителей  поёт сама жизнь» ( Юдин С );
  • « Мы так давно пришли с войны, а всё она при нас и с нами» (Казаков Ю );
  • «Будем помнить эти перегоны»  (Дергунова Алёна ).

В процессе работы мы с учениками посещаем краеведческий музей района, библиотеки, органы местного самоуправления, проводим опросы жителей села, работников отдельных организаций.

Наши проекты:

 «Будем помнить эти перегоны» ( поисково  – исследовательская работа о жизни Героя Социалистического Труда -  Акимове Петре Ивановиче ) ,

«Моя фортуна» ( поисково  – исследовательская работа о детском поэте – земляке Хрулькове Александре Павловиче) ,

«Театр – вся   моя жизнь» ( поисково  – исследовательская работа о жизни и творчестве артиста театра – земляка Храмова Николая Викторовича) ,

«С живописью на всю жизнь»  ( поисково  – исследовательская работа о жизни и творчестве художника – земляка Дергунова  Ивана Алексеевича),

«Памятники подвига и славы» ( поисково  – исследовательская работа о истории создания памятника в селе Б- Ремезёнки.) в рамках краеведческой олимпиады 2010 номинация «Военная история .Наши зеимляки.».

«Акимов Борис Васильевич – технолог – инженер  ,живущий в Израиле -  наш земляк» ( поисково  – исследовательская работа )

«Рябов Владимир Евгеньевич – заслуженный художник Мордовии -  наш земляк» , «Вышивальщица родных узоров –Игнатьева Людмила Фёдоровна» -

( поисково  – исследовательская работа о заслуженной  художнице декоративно - прикладного искусства  Мордовии ),

 «Доктор неуловимых – наш земляк» ( поисково  – исследовательская работа о Заслуженном враче Мордовии Акимове Геврасии Леонтьевиче,  уроженца нашего села)


Результаты моей педагогической деятельности:

 

Учащиеся

год

предмет

ЕГЭ

баллы

Поступление в вузы по специальности

Юдинн Михаил

 

2010

 

Обществознание

история

77

57

 

Педагогический институт имени М.Е.Евсевьева

Фетхуллов Раиль

2010

обществознание

68

Агрономия

МГУ им .Огарёва

Потекаев Андрей

2011

обществознание

69

Строительный факультет

МГУ им .Огарёва

Сысуев

 А лександр

2011

обществознание

70

Факультет физической культуры МГПИ им. М. Е. Евсевьева

Акимова Ирина

 

Юдин Сергей

Наумкин  Дмитрий

 

2012

 

2013

2013

Обществознание

история

 

обществознание

57

73

70

63

 

Юридический факультет

МГУ им .Огарёва

 Факультет физической культуры МГПИ им. М. Е. Евсевьева

Агрономия

МГУ им .Огарёва.

 

 

 

     Возможность тиражирования опыта.

 

Опытом работы я делюсь со своими коллегами

- на заседаниях ШМО и РМО учителей истории и обществознания,

- на семинарах учителей истории и обществознания,

-на педагогическом совете.

Материалы из опыта работы размещены на сайте школы: http://remesenki.edusite.ru/p27aa1.html