Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Бояровой Ирины Васильевны


Методическая проблема: "Языковое образование младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"


             Каждый  учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую  цель. Моя  цель  в работе с учениками начальных классов заключается  в воспитании всесторонне  развитой личности;  учить детей  быть честными, добрыми,  отзывчивыми, т.е. быть настоящим   человеком.

      Преследую эту цель  не только в воспитательной работе со  школьниками,  но и на уроках. Ведь на любом уроке, при  выполнении любой работы с учениками происходит обучение, строящееся на гуманных началах. Хочу,  чтобы  каждый из моих учеников ощущал себя не только обучающимся, но и самостоятельно  действующей  личностью. При этом ученики чувствуют доверие к себе, уважение к своей личности. Исходя  из этого, уже  другие с ребенком считаются,  ценят его. Стараюсь не только  сама учить детей, но и к ним  обращаюсь  за помощью и советом, в результате чего  формируется взаимное доверие и сотрудничество для их  более тесного сближения и доверия друг  к другу.

Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы, ориентированные на идею гуманизации процесса обучения и формирования гуманитарного мышления. Особую значимость приобретает  речевое развитие младших школьников.

Актуальность и перспективность опыта. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной творческой личности. Важность развития связной речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник.

Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества.

 Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в младшем школьном возрасте. Именно этот возраст сенситивен к усвоению речи. Своевременное овладение правильной речью, активное использование ее - является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирование полноценной личности. Чем лучше будет развита речь ребенка, тем выше гарантия успешного его дальнейшего обучения. Поэтому проблема речевого развития – одна из важнейших проблем воспитания детей младшего школьного возраста. 
    Из жизни современных детей постепенно уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая, используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждаются. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. 
     Тема моего  инновационного педагогического опыта
: «Языковое образование и его реализация на уроках русского языка и литературного чтения».

Актуальность темы  обусловлена необходимостью развития устной и письменной речи  учащихся,  воспитания любви к чтению детской литературы и на этой основе выработки  прочных навыков чтения и письма.                  

Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем  ценнее он для общества. К сожалению, повседневная речь не только младших школьников, но и старшеклассников не отвечает этим  качествам.  О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К. Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения.  «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка и при изучении другого предмета».

 Развивать речь детей - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей  построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.   Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли  в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными  средствами, соблюдать речевую культуру  и развивать у него умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи в самом широком понимании, его организации и корректировке.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).

   Языковое и речевое развитие младших школьников позволяет формировать ключевые социальные компетенции  у учащихся, способствует формированию взаимопонимания между обучающимся и обучающим.

В целом речь – это основополагающий фактор в становлении человеческой личности. Несомненно, что данные функции речи сохранятся и в будущем. При этом можно предположить, что благодаря развитию техники, телевидения, радио, средств информационных технологий речь будет приобретать все большее и большее значение в жизни общества в различных сферах деятельности человека, в удовлетворении его духовных потребностей. Значение речевого развития детей всегда осознавалось обществом, и было предметом особой заботы педагогов в любой цивилизованной стране.

Еще на заре развития методики русского языка как науки, с середины 19 в., Ф.И. Буслаев и И.И. Срезневский возглавили прогрессивное научное направление, заключавшееся в борьбе с механическими приемами работы в школе и в разработке новых приемов, более глубоко психологически обоснованных. Главную задачу школы Ф.И.  Буслаев видел в том,  «чтобы дети ясно понимали прочтенное и умели правильно выражаться словесно и письменно». Ф.И. Буслаев и И.И. Срезневский не только разработали систему упражнений в развитии устной и письменной речи, но и подробно изложили методику их проведения.

Заслугой   Ф.И Буслаева является то, что он разработал «правила и методы преподавания», которые заключались в ознакомлении учащихся с явлениями языка при помощи  «изустного выражения непосредственных  представлений, доведения до осознания форм речи в единстве с содержанием путем анализа, соединения анализа с синтезом.

В одно время с Ф.И.Буслаевым над методами и приемами преподавания отечественного языка работал К.Д.Ушинский].  Он практически и теоретически, талантливо, на уровне науки своего времени, разработал требования к системе  речевых упражнений. Для методики К.Д.Ушинского был характерен подход к изучению языка как целостного явления. Это выражалось в требовании развивать в детях «дар слова», овладевать сокровищами языка и одновременно усваивать грамматические его законы.

Основываясь на принципах методики К.Д.Ушинского, В.И.Водовозов разработал систему  упражнений, в которых сочетались интересы чтения, правописания, грамматики и развития речи. Он уделял большое внимание методике словарной работы. Н.Ф.Бунаков, выдающийся русский педагог,  был сторонником аналитического и синтетического методов обучения. Он считал важным, чтобы ученик понимал смысл слова и то, как слова связаны, какие формы слова нужны для вразумительного  выражения мысли. Теоретические разработки выдающихся русских методистов стали основой дальнейших поисков методической теории и педагогической практики.

В середине 20-го столетия уделяется большое внимание методике развития речи, оно признается главной задачей обучения родному языку, усиливаются позиции творческого направления. В 50-е годы появляется психолингвистика , функциональная грамматика , лингвистика текста. Теория речевой деятельности уверенно проникает в школьную практику, появляются пособия для учителей и учащихся Т.А.Ладыженской, Г.Я.Солганика, Г.Г. Граник, Е.И.Никитиной.

В 80-е годы учеными решается вопрос о наиболее продуктивных путях развития речи младших школьников. В связи с этим появились работы Т.А.Ладыженской, С.Ф.Ивановой, М.Р.Львова, Л.Д.Мали, Т.Г.Рамзаевой, Н.Н.Светловской и др.

Обобщая, можно сказать, что развитие речи в школе и ее методика отвечает на запросы общественного развития; современному человеку мало знать правила грамматики, он должен свободно выражать свои мысли, владеть высокой культурой речи.В последнее время усилилась личностно развивающая функция языка, все более выраженной становится коммуникативно-речевая направленность.

Наличие теоретической базы опыта.

Результатом  новых требований, предъявляемых к качеству образования, стал компетентностный подход. Стандартной схемы «знания – умения – навыки» для определения соответствия выпускника школы запросам общества уже недостаточно, традиционные ЗУНы уступают позиции компетенциям. В настоящее время вопрос о содержании и уровне компетенций, формируемых у выпускников начальной  и средней школы, находится в стадии разработки. Однако, в ключевых компетенциях, которые являются базовыми для построения предметных компетенций и разработки учебных программ, учебников и методических пособий, выделены коммуникативные компетенции. Они предполагают знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе, несомненно, уже с младшего школьного возраста нужно проводить работу по языковому и речевому развитию детей.

Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью языка – знаковой системы, способной передавать любые оттенки сложнейшей мысли. Термин речь имеет три значения:                                                                                                                                                      

а) речь как процесс, как деятельность.                                                                                          

б) речь как результат, как продукт речевой деятельности, синоним – текст.

в) речь как жанр устного, ораторского выступления.

Могут быть выделены следующие периоды речевого развития человека:      

младенческий возраст – до 1 года;

ранний возраст – от 1 года до 3 лет;

дошкольный возраст – от 3 до 6 лет;

младший школьный возраст – от 6 до 10 лет – осознание форм речи (звукового состава слов, лексики, грамматического строя), овладение письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивное развитие монолога;

средний школьный возраст – от 10 до 15 лет;

старший школьный возраст – от 15 до 17 лет.

Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности.

Понятия «язык» и «речь» не могут рассматриваться без взаимосвязи. Прежде всего, каждому из нас дан во владениеязык – сложившийся за века и постоянно обновляемая  система лексических, фонетических, графических, словообразовательных, формообразующих средств и правил их использования, а также способов, моделей соединения слов и построения предложений. Знание запасов этой нашей общей «кладовой», понимание назначения основных ее «сокровищ» и правил пользования ими – непременное условие, необходимое для умения, традиционно именуемого языком. Обеспечивая это условие, в школе и изучают основы русской фонетики, графики, орфографии, морфологии, синтаксиса, расширяют детский запас лексических и словообразовательных средств, работают над построением предложений. Эта работа нужна для того, чтобы помочь детям лучше узнать язык, понять его «устройство», законы, а, следовательно, научиться сознательно пользоваться находящимися в их расположении языковыми средствами.                                    

Языковая система реализуется и выполняет свою важнейшую функцию – служить средством общения – через речь. Вот почему для совершенствования у детей умения владеть родным языком – а именно такова центральная задача школьного курса русского языка – недостаточно знакомства с языковой системой – нужно еще и специальное обучение речи, речевому поведению в различных ситуациях общения. Изучение основ науки о языке и совершенствование речи школьников – традиционные направления работы на уроках русского языка. Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Речевое развитие ребенка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.

Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

Первое условие речевого развития ребенка – это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, на уроках должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний.

Во – вторых, овладение школьников чтением и письмом. И чтение, и письмо – Это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчетливо видны все ошибки и недочеты, столь характерные для младших школьников. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности текстов – повествования, описания, рассуждения и пр., знакомятся с их  стилистическими различиями.  

Третья  область работы школы по речевому развитию – это доведение речевых умений детей до определенного минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи.

 Развивая речь учащихся, необходимо придерживаться четко определенных характеристик речи, к которым нужно стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний.    

Первое требование – это содержательность. Рассказ должен быть построен на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, на жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, телепередач и т. д.

Вторым требованием к речи является логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего – либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих и из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и завершить высказывание.

 Третье требование – это точность речи, которое предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова,  словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.

Отсюда вытекает четвертое требование – богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание.

 Пятое требование – ясность речи, т.е. доступность слушателю и читателю. Говорящий должен сознательно или подсознательно учитывать возможности и интересы, и другие качества адресата речи. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложненность синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами. Речь должна быть коммуникативно целесообразна в зависимости от ситуации и от цели высказывания.

 Речь лишь тогда воздействует на слушателя, когда она выразительна, т.е. ярка, красива, убедительна. Это шестое требование. Устная речь воздействует на слушателя интонациями; и устная, и письменная – общим настроением рассказа, отбором фактов, выбором слов, их эмоциональными окрасами, построением фразы. И ясность, и выразительность речи предполагают также ее чистоту, т.е. отсутствие лишних слов, слов «паразитов», просторечных слов и пр.

 Для школы особенно большое значение имеет седьмое требование – это правильность речи – ее соответствие литературной норме. Различают правильность грамматическую, орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной – произносительную, орфоэпическую. Немалое значение для правильности речи имеет выбор слов, логика высказывания.

Перечисленные требования тесно связаны между собой и применимы к учащимся начальных классов

Ранее уже отмечалось, что для овладения речью ребенок нуждается в речевой среде. Это – во - первых, а во - вторых, необходима речевая активность самого субъекта, учащегося. Эта закономерность действует на протяжении всей жизни человека, и, естественно, что в детстве она заметнее.

 Их этой закономерности выводится первый метод развития речи учащихся имитативный или обучение по традициям. Методы обучения речи «по образцам» имеют большой набор приемов, типов ученических работ: это различные виды пересказа прочитанных текстов, письменные изложения разнообразных типов, а также различные упражнения: составление предложений или компонентов текста по типу данного; отработка произношения, интонаций, пауз, ударений по примеру исполнения учителем; различные рассказы и письменные сочинения по аналогии с прочитанным, подражания, пародии. «По образцам» ученики работают над типами текста и над различными жанрами, принятыми в литературе и общественной жизни. Немалую роль играет образец и в усвоении форм речевого этикета: приветствия, прощания, приглашения и т. д.

 В использовании имитационных методов наблюдается тенденция к повышению самостоятельности и познавательной активности учащихся.    

Имитационный метод сам по себе не может быть достаточным: обучение «по образцам» лишь подготавливает учащихся к другим методам развития речи.

 Вторая группа методов определяет назначение, функцию языка – быть средством общения, коммуникации. Из коммуникативной функции языка выводится вторая группа методов обучения речи – коммуникативные методы. Коммуникативные методы опираются на теорию речевой деятельности и имеют свой набор приемов, средств обучения, типов заданий упражнений:

  1. создание речевых ситуаций;
  2. ролевые игры, труд, походы и экскурсии, картины, специально организованные наблюдения, другие способы накопления материала;
  3. любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний;
  4. рисование картин, ведение записей и дневников;
  5. создание сюжетов по воображению;
  6. выбор разнообразных жанров – докладов, выступлений, рекламы;
  7. «пробу пера» - литературно-творческие попытки в прозе, стихах.

Метод конструирования вытекает из дидактической установки: новые способы деятельности учащегося. Это синтетический метод. Он связан с первыми двумя. Метод конструирования текста располагает обширным набором приемов и типов речевых упражнений.

 Приемы располагаются по группам: первая из них – работа над словом, или словарная работа.

Вторая группа приемов – работа над словосочетанием.

Третья группа – приемы работы над предложением.

Четвертая группа – логическая.

Пятая группа – упражнения, опирающиеся на теории текста.

Все упражнения, входящие в систему конструктивных приемов, носят учебный, тренировочный характер. Все три группы методов: имитативная, коммуникативная и конструктивная – сочетаются в работе учителя и учащихся, дополняют одна другую и в совокупности создают базу для системы развития речи учащихся.

В системе развития речи все стороны изучаемого родного языка обретают внутренние связи, язык предстает перед школьниками как единый функционирующий механизм.

Ведущая педагогическая идея.

     Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством познания окружающего мира, общения людей и взаимовлияния их друг на друга. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У учащихся возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом-носителем этого языка.

Оптимальность и эффективность средств.

Прежде чем приступить к работе над формированием речевой грамотности  учащихся своих классов, проанализировала методы применимые в разных видах деятельности, которые можно использовать на уроках литературного чтения и русского языка.

Для себя выбрала применение активных методов обучения таких как: проблемные, поисковые, исследовательские, практические ориентированные на реальные практические результаты и способствующие активизации познавательной и творческой деятельности. А также отобрала следующие формы организации учебного пространства:

  1. индивидуальные (сочинение, "рифмованные строки”, стихи, отзыв о книге и др.)
  2. индивидуально-групповые (микро групповое взаимодействие, практическая ситуация, исследовательский проект);
  3. парные (парное взаимодействие, в парах сменного состава: рассуждение в доказательствах);
  4. групповые (групповое взаимодействие: разрешение противоречий в мнениях);
  5. коллективные (межгрупповое взаимодействие: для отработки алгоритма творческого мышления и организации творческой деятельности вообще).

Уже на уроках обучения грамоте наблюдаем и сравниваем предметы, картинки, слова в различных значениях. Даю такие задания: расскажи все, что ты знаешь об этом предмете, слове; найди как можно больше сходств и отличий; придумай рассказ по картинке; догадайся, что произошло, с последующим чтением проиллюстрированного рассказа; слушай и рисуй все предметы, о которых говорится в произведении. Чтобы "разговорить” всех учащихся очень часто играем в игру "Театр”, где по очереди каждый ребенок говорит слова героя его голоском; разыгрываем сценки (которые нарисованы на страницах Азбуки), при этом я даю словесные указания "Покажите, что ваше общение приятно или неприятно друг для друга”. Здесь же на уроках учимся культуре речи, умению регулировать силу голоса, темп, мимику. С первых дней обучения начинаю учить учащихся рифмовать слова. Даю задание и на дом "закончить рифму”, дети удивляются тому, что начало у всех одинаковое, а конец у всех разный. В итоге получились разные стихи. Работа может продолжаться. – Давайте попробуем сложить ваши строфы вместе и прочитать. – У кого же получились стихи. Докажите, что данные строфы подходят друг другу. И здесь ребята применяют все свои знания, доказывая, что это получилось стихотворение. В четвертом классе начинается знакомство с видами рифм. Дети начинают понимать, что рифма связывает строки воедино, что это композиционно-звуковой повтор, помогающий поэту создать мелодию стихотворения. Свободно находят примеры перекрёстных, смежных, опоясывающих рифм. При выполнении творческих заданий "написание стихотворений”, дети определяют, какой вид рифмы применил "сочинитель”, так что работой заняты все учащиеся. Для повышения уровня развития речи детей я решила вовлечь их в театрализованную деятельность с помощью игр. Эти игры оказывают сильное воздействие на детей дошкольного возраста, способствуя их всестороннему развитию, привлекая детей динамикой  действия, яркостью художественных образов, ожившими куклами и непродолжительностью действия. Участвуя в театрализованных играх, ребенок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспита