«Секреты в конструировании в младшем дошкольном возрасте».

Из опыта работы  воспитателя  Ю.В. Копыловой.

  2013 год.

           На занятиях по конструированию осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей у детей. Дети приобретают не только конструктивно-технические умения, но и обобщенные умения - целенаправленное рассматривание предметов, сравнение их, деление на части, нахождение в них общих признаков и различий, умение делать выводы и обобщения.

            Конструирование - это интересная продуктивная деятельность детей, в которой развивается умение планировать свою деятельность, что является важным фактором при формировании навыков учебной деятельности. Дети, конструируя постройку,  мысленно представляют в какой последовательности и как они ее будут выполнять.

            Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину и пр.); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет анализ и синтез). Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Конструирование, отвечая интересам и потребностям  детей дошкольного возраста, одновременно обладает широкими возможностями не только для умственного развития, но и для нравственного и эстетического воспитания детей.

В результате труда действия ребенка становятся целенаправленными, формируется устойчивое внимание.

             В процессе конструкторской деятельности у детей формируются обобщенные представления. Эти обобщения возникают на основе представлений, получаемых от непосредственного восприятия различных сооружений и создания собственных построек. Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и т.д. в каждой группе предметы имеют и общие и различные признаки.

             Общие признаки  свидетельствуют о наличии одинаковых составных частей: в зданиях – фундамент, стены, окна, двери, крыша; в машинах – мотор, кабина, кузов, колеса и т.д. Части различаются по форме, цвету и величине. Таким образом, практическая деятельность является мощным толчком к формированию мыслительной деятельности.

К 4-м годам конструирование тесно связано с сюжетно - отобразительной игрой. Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры или воображаемая проблемная ситуация. Инициатором в этих играх и на данный период остается взрослый. Продолжаем знакомить детей со свойствами и возможностями деталей, закрепляем представления о цвете, форме, величине; развивать внимание, восприятие, наглядно-действенное мышление, память, речь...

           Чем больше ребенок совершает самостоятельных действий «проб и ошибок», тем быстрее он начинает опираться на собственный опыт, зрительное восприятие и находит новые приемы для достижения результата, открывает для себя новые свойства деталей.

           Технология «ТРИЗ», развивающие игры Никитина Б.Н., народные дидактические игрушки  позволяют даже в таком «раннем возрасте» развивать способности к экспериментированию, воображение и навыки фантазирования, самостоятельного творчества.

           Однако процесс будет хаотичным если, взрослые не позаботятся о расширении представлений, впечатлений об окружающем мире предметов и объектов. Большой эмоциональный отклик у малышей находят стихи и сказки, связанные с постройками. Допустимо также введение героя - конструктора, который всегда придет на помощь или расскажет занимательную историю. Обогащение предметно-орудийной деятельности детей может происходить с использованием приема «оживления» игрового персонажа или машины, дома... и стимулирует осознанный поиск новых способов решения конструкторских задач, формирует творческую активность детей.

             Важным вопросом остается создание в группе    оптимальной предметно - развивающей среды:  выделение места для напольного  ( крупного строительного ) материала, конструкторов Лего, а также машин и мелких резиновых, пластмассовых  игрушек.

Расположение настольного (мелкого строительного материала) целесообразно на уровне детей,( н-р: ленточный стол, или уголок-тумба) в разных контейнерах по форме, цвету на выбор и при наличии игрушек для обыгрывания.

Чтобы у малышей поддерживать интерес к постройкам, педагог заранее выстраивает их ( обновляя еженедельно) и привлекает внимание детей к проблеме или воодушевляет рассказом о новой постройке.

В «Строительном уголке» должны быть схемы, иллюструции, фотографии,чертежи,сюжетные картинки на темы конструирования или по сказкам. Можно использовать деревянные наборы сказок «Колобок»,«Теремок», «Заюшкина избушка», «Три поросенка» и т. п.

Эффективно использование современного конструктивного материала - различных мозаик, пластмассовых контструторов и конструктора - Лего и т.д

           Особое требование к соблюдению методики организации конструирования из строительных материалов, в соответствии  с реализацией образовательных областей.

Прежде чем учить детей создавать конструкцию, необходимо исследовать используемые детали, рассмотреть, потрогать, уточнить требования к ней в целом, возможно, сравнить с реальной «постройкой» в жизни.  

           Строительный набор  должен быть эстетичным, безопасным, для малышей  более крупным и ярким, чем в старшем возрасте

Очень важно уметь создать атмосферу интересного доверительного общения с детьми, поощрять детскую любознательность, использовать поощрение и поддержку.

Необходимо учитывать индивидуальные возможности ребенка, подчеркивать его достоинства и привлекать к ним внимание сверстников.

Оптимально объединение 4-5 детей в подгруппу. Нельзя забывать о взаимосвязи с другими видами детской деятельности

(трудовое воспитание, физкультурные досуги, музыкальные развлечение, словотворчество-сочинительство...) 

Воспитатель принимает любую детскую постройку, совет или подсказку дает от лица игрушки или ожившего предмета.

У каждого современного воспитателя в педагогической копилке должна быть цель, свой подход к детям и к работе, свой отличительный почерк, как  творческого человека.

         Ребенок, не усвоивший пространственные понятия в дошкольном возрасте, в школе испытывает значительные трудности: не ориентируется в рабочих тетрадях, долго думает над инструкцией учителя, падает темп работы, тетрадь ведется неопрятно и, как следствие, ребенок не успевает выполнить классную работу. Неуспех в школе накапливается изо дня в день негативным комом. Начинаются капризы по утрам из-за нежелания идти в школу. А надо было всего-то в сенситивном для ребенка возрасте заниматься с ним посильной конструкторской деятельностью.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки!

Не пренебрегайте вниманием к своему малышу. Это окупится сторицей и в наш век технического прогресса вы не утратите внутреннюю связь с близким и родным человечком, научите его мыслить и понимать происходящее в окружающем мире!