От автора сайта.

Друзья! Я с 1986 г. работаю в образовании (3 года трудился директором школы) и у меня есть, что Вам сказать о технологии подготовки к экзаменам и об обучении вообще. Более, того, всё, что я предлагаю я испытал на себе и проверил на обучающихся.

Предлагаю несколько рекомендаций, основанных на достижениях психологической науки в области изучения законов памяти и рационального повторения. Они позволят Вам серьёзно облегчить школьную (студенческую) жизнь и сэкономить  родительские денежки на «сладенькое» и  «прикольное». Нет смысла регулярно ездить на занятия к репетитору – терять время и деньги, потому что многое можно сделать самостоятельно, а к репетитору обратиться, накопив уже определенные знания. Судите сами.

Рекомендации для обучения с высоким КПД

(коэффициентом полезного действия)

  1. Память восприимчива к информации с третьей по двадцать первую минуту занятия, следовательно, какой смысл оплачивать оставшееся время репетитору? Даже профессору? Занимайтесь часто, но понемногу.
  2. Главное в восприятии – образность (она зависит от вашего воображения, и таланта рассказчика) и наглядность (изучаемое нужно видеть при помощи наглядных и технических средств обучения: презентации, фильмы и т.п.) - создание яркого, четкого зрительного образа, т.е. изучаемый материал необходимо представлять или видеть. Зрительный нерв толще слухового в 25 раз, отсюда и более крепкая зрительная память. Оцените с этой точки зрения эффективность учебных занятий в школах и лекций в ВУЗах! Много ли среди нас (учителей) людей с актерским или с ораторским искусством? Каждый ли из нас активно применяет ИКТ, технические средства обучения?
  3. Если информация в мозге удерживается, менее 20 сек., она теряется безвозвратно! Какой учитель или репетитор Вам даст на это время?
  4. Текстовую информацию учебников необходимо сократить в 3-20 раз до объёма конспектов. Купите в магазине или скачайте с Интернета «шпаргалки», или же сами составьте конспекты.
  5. Учебники, конспекты и электронные ресурсы (тоже бизнес!) должны быть написаны доступным языком. Не понимают этого ученые мужи – авторы учебников (в юности отличники и владельцы красных дипломов). Маленький пример: научное  определение «церебральные и бихивеоральные корреляции спаривания в сообществах высших приматов» среди нас, простых смертных, переводится по-простому как «любовь человеческая». Ученые мыслят совершенно по-другому, чем остальное человечество, ученые не виноваты. Их надо аккуратно подпускать к написанию учебников, под «присмотром» учителей-практиков и государства (неудачный опыт 1970-х годов «без присмотра» тому подтверждение). Поэтому с 1986 года «перевожу» с русского языка на русский язык перлы авторов учебников. В конспектах замените «умные» слова на простые.
  6. Обучение должно быть построено на методах рационального повторения. Еще 125 лет назад Герман  Эббингауз экспериментально доказал, что забывание подчиняется гиперболической зависимости. То есть большая часть информации теряется сразу после запоминания, а с течением времени её забывается все меньше и меньше. За первые 8 часов теряется такой же объём информации, как и за последующие 30 дней (720 часов)! Доказано, что и повторение должно быть растянуто во времени тоже по гиперболе.


       

 Зелёным цветом обозначен объём забываемой информации, бирюзовым цветом обозначена интенсивность повторения. В идеале повторения распределяются следующим образом:

  • 1-й день: сразу после первичного изучения, через 20 мин. и через 8 часов;
  • 2-й день: 1 раз;
  • 4-й день: 1 раз;
  • 7-й день: 1 раз;
  • 21-й день: 1 раз;
  • 90-й день: 1 раз

Это общая схема. Можно её нарушать (за восемь лет опробовал разные схемы на 56 школьниках и студентах разных возрастов имевших разныйIQ). Главное – первый день! Если просто пару раз прочитать, то остаётся в лучшем случае, 5-10 %. И не пугайтесь такого числа повторений: с каждым разом они сокращаются до двух-трёх минут.

7. Повторение должно быть активным: ответы на вопросы по теме, решение тестовых заданий, пересказ. Помните, что пересказ это лучший метод повторения,  т.к. кроме зрительной памяти подключается слуховая память.

Сам я в школьные годы был «способным лентяем», учился без троек (отлично по истории, рисованию и труду), чтобы мама не расстраивалась. Ведь столько интересного в мире и без школы – детство всё-таки! А вот учась в университете, среди студентов исторического факультета был уже в первой пятёрке. Во многом благодаря знаниям психологии, законов памяти, методов повторения. И учился легко, с минимальными усилиями. Ведь столько интересного в мире и без «универа» – ЮНОСТЬ ВСЁ-ТАКИ!!!

Ведущие методисты и психологи России по специальным формулам определили степень перегруженности школьных учебников. Экспериментаторы были в шоке! Учебники ОБЖ перегружены в 3 раза, математики в 20 раз! Суммарная перегрузка школьника, если он изучает одновременно десяток предметов, минимум, тридцатикратнаяЕсли в учебнике математики 280 стр., то в голове у школьника сохранится информация объёмом в 14 стр. учебника? Зачем тогда написаны ещё 266 стр.?    Общая высота комплекта учебников за 1-11-й классы ещё лет 10 назад составляла 2 метра 4 сантиметра - это рост Петра I! Но за это время, к примеру, учебник истории за 9-й класс «потолстел» на 60 стр. Подрос наш Пётр! Не ждите, что учебники «похудеют»: их «производство» самый стабильный бизнес, и гонорары авторов зависят от числа страниц, а не от КПД их творений

Причин перегрузки школьников много, но главной из них следует считать слабую осведомленность многих учителей в вопросах юношеской физиологии и психологии (запоминание, повторение, внимание и т.п.). А с не работавшими в школе авторами учебников и цифровых образовательных ресурсов дела ещё хуже – они не знают методики преподавания. Не ждите, что каждый школьный учитель или преподаватель ВУЗа, с учебной нагрузкой 1,5 - 2 ставки за мизерную зарплату даст Вам 100% знания. Не ждите доступных для восприятия учебников и их электронных собратьев. Доводить до ума не позволяют конкуренты. В бизнесе надо быть быстрее всех!

Как быть и что делать? Ко всему этому отнеситесь по-философски: так устроено современное образование, и простым смертным не изменить в нём ничего. Наймите репетитора или готовьтесь самостоятельно!   Детям состоятельных родителей подойдёт и первый, и второй вариант (тарифы репетиторов Москвы http://repetitors.info/repetitor/history/), ну а тем, у кого нет лишних денег – только второй вариант подготовки. Этот сайт призван помочь и тем, и другим обучающимся, всем, кто хочет учиться успешно, с наименьшими затратами, но с высоким КПД (коэффициентом полезного действия).