Публичное представление собственного инновационного
педагогического опыта учителя истории и обществознания
МБОУ «Большеремезёнская СОШ
Чамзинского муниципального района РМ
Парчайкиной Натальи Николаевны
Тема инновационного педагогического опыта:
«Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочное время».
1. Актуальность и перспективность опыта.
Наше время, перенасыщенное всевозможной и разнообразной информацией, предъявляет особые требования к образованию и, конечно, учителю. Важно не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, но и необходимо научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.
Одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности на уроках. Она призвана формировать не просто умения, а компетенции, то есть умения , непосредственно сопряжённые с практической деятельностью, учит мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки. Сложилось новое понимание цели образования: формирование у современного школьника готовности к саморазвитию, самообразованию, социализации.
Реализация данной цели требует выполнения комплекса задач:
- обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты этой деятельности;
- формирование личностных качеств – мышления, воли, чувств, творческих способностей, мотивов деятельности;
- формирование картины мира, адекватной образовательной программе и уровню знаний.
Учащиеся, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, учатся грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, становятся более коммуникативными.
Гипотеза
Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы с применением не только учебного, но и реального жизненного опыта. Проект эффективен, потому что он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует невероятно большое количество общеучебных умений и навыков:
- Рефлексивные
- Поисковые (исследовательские)
- Умения и навыки работы в сотрудничестве
- Менеджерские
- Коммуникативные
- Презентационные
- Умение аргументировать собственные высказывания
- Умение отвечать на незапланированные вопросы
- Умение понимать задания в различных формулировках и контекстах
- Умение находить требуемую информацию в различных источниках
Практическая значимость: Проектно-исследовательская деятельность учащихся направлена на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий; предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых приводит к активному усвоению новых знаний; обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности, умение ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта).
Главная задача учителя, на мой взгляд, сегодня состоит в том, чтобы создать необходимые психолого-педагогические условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Исследовательская деятельность - это творческий процесс совместной деятельности субъектов (ученика и учителя) по поиску решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение. Усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, а на формирование научного мышления, на искреннюю заинтересованность к самостоятельному познанию окружающей действительности. Эффективность применения проектной технологии в организации исследовательской деятельности состоит в том, что она даёт возможность одновременной реализации на уроке персональных моделей обученияОсновополагающими принципами данного опыта являются:
- научность;
- системность;
- открытость;
- перспективность;
- усиление практической направленности;
- обеспечение самостоятельной творческой деятельности учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Проектно-исследовательская деятельность личностно ориентирована, характеризуется возрастанием интереса к работе по мере её выполнения, позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах, способствует обучению на собственном опыте, на реализации конкретного дела, приносит удовлетворение ученикам , видящим продукт своего труда, учит по настоящему мыслить.
В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой- либо проблемы. И важно, чтобы эта проблема была взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка. Считаю, что если творческая и познавательная деятельность начинается с сильного мотива, актуальна с точки зрения ученика и имеет практическую направленность, она всегда эффективна.
3. Наличие теоретической базы опыта.
В научных педагогических исследованиях этому виду деятельности школьников также уделяется внимание, в частности: как активной поисковой деятельности (В.Г. Разумовский); как деятельности, связанной с открытием нового знания (Л.C. Выготский); как деятельности, вызванной познавательными мотивами (A.M. Матюшкин); как деятельности, которая ориентирована на решение учебных проблем (Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов) и направлена на решение творческих задач и заданий (В.И. Андреев, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Разумовский); как деятельности, представляющей собой самостоятельный поиск и создание нового интеллектуального продукта (Б.И. Коротяев), как совокупности действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных ранее фактов, теоретических и практических знаний (Е.В. Мещерова).
В современных исследованиях выявлены закономерности и необходимые условия исследовательской деятельности учащихся, которые отражены в работах В.А. Андреева, В.Г. Разумовского, В.И. Смагина, В.П. Ушачева, Л.Д. Шабашова, А.П.Тряпициной, Е.В. Мещеровой. Уделено внимание развитию научного мышления, творческого воображения, самостоятельности, формированию и развитию универсальных исследовательских умений и навыков, овладению учащимися приемами исследовательской деятельности, гносеологическими знаниями (Н.Е. Важевская, В.Г. Разумовский, В.В. Краевский).
4. Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий, содействующих раскрытию потенциальных мыслительных возможностей каждого ученика посредством проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочное время, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения путём сочетания приёмов и методов развития навыков критического мышления в педагогической практике учителя.
Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.
5. Оптимальность и эффективность средств.
Навыки проектно-исследовательской деятельности я начинаю формировать постепенно. На начальных этапах считаю эффективными различные педагогические ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное. Рецензирование ответов одноклассников то же связано с экспертизой, активным поиском правильного и более точного ответа.
Каждая творческая работа ученика – это положительные эмоции, ощущение себя в качестве первооткрывателя, исследователя, новый стиль общения. Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. Главной целью учителя является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации. Важно вести детей к обобщениям, учить не только иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания.
В своей практике я использую различные формы организации проектно –исследовательской деятельности учащихся: урок, элективный курс, научное ученическое общество, а так же различные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
Наряду с уроком в традиционной форме применяю урок – конференцию, урок – исследование, урок- поиск, урок-защита идей, урок- ролевая игра и т. д.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, однако этот метод сочетается с групповым подходом в обучении. Я знакомлю обучающихся, с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам:
- в проекте должна быть решена какая - либо проблема;
- проводится исследовательская работа;
- проект выполняется самостоятельно учащимися;
- учитель выполняет роль консультанта;
- результаты проекта должны иметь практическую значимость;
- в конце проекта необходимо проанализировать, что получилось, а что нет.
Учащиеся перед началом работы над проектом получают инструкции:
1) требования к проекту,
2) методические рекомендации, памятки - как правильно оформить проект,
3)шкала баллов оценивания проекта.
6. Результативность опыта.
Для того чтобы добиться желаемого результата в самостоятельной, поисковой, исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания, особенно в старших классах, я использую различные формы и методы работы.
Особый интерес для меня представляют исследовательские проекты, как наиболее перспективные, по истории в старших классах. Например, проект «XX век в истории России и моей семьи», который я реализую с учащимися разных классов не первый год. В зависимости от возраста учащегося школьники участвуют в одном - трех проектах за год.
Работая над проектами, занимаясь исследовательской деятельностью, мои ученики сотрудничают с организациями местного социума: обращаются в районный архив, редакцию газеты «Знамя».
Список статей , опубликованных за последние годы:
- « Я горжусь своим дедушкой» (Кедярова Н.);
- «Я горжусь» (Ботайкина Т);
- «Как живые стоят обелиски» (Акимова Анна);
- «Подарок ветерану» (Ерофеев Е);
- «Спасибо краеведу – писателю» (Кублицкий С);
- «Подарок детям» (Парчайкин Ж );
- «Доктор неуловимых герой войны» ( Назаркин А);
- «Ветеран из Красногорья» (Кублицкий С );
- «Ветераны из села Б- Ремезёнки» (Акимова И );
- «Не забытый нами герой» ( (Ботайкина Т );
- «Он был участником парада победы» ( Чаиркин И );
- «Военврач из села Б- Ремезёнки» (Юдин С );
- «Выставка нашей землячки» (Акимова А );
- «Голосами внуков и правнуков победителей поёт сама жизнь» ( Юдин С );
- « Мы так давно пришли с войны, а всё она при нас и с нами» (Казаков Ю );
- «Будем помнить эти перегоны» (Дергунова Алёна ).
В процессе работы мы с учениками посещаем краеведческий музей района, библиотеки, органы местного самоуправления, проводим опросы жителей села, работников отдельных организаций.
Наши проекты:
«Будем помнить эти перегоны» ( поисково – исследовательская работа о жизни Героя Социалистического Труда - Акимове Петре Ивановиче ) ,
«Моя фортуна» ( поисково – исследовательская работа о детском поэте – земляке Хрулькове Александре Павловиче) ,
«Театр – вся моя жизнь» ( поисково – исследовательская работа о жизни и творчестве артиста театра – земляка Храмова Николая Викторовича) ,
«С живописью на всю жизнь» ( поисково – исследовательская работа о жизни и творчестве художника – земляка Дергунова Ивана Алексеевича),
«Памятники подвига и славы» ( поисково – исследовательская работа о истории создания памятника в селе Б- Ремезёнки.) в рамках краеведческой олимпиады 2010 номинация «Военная история .Наши зеимляки.».
«Акимов Борис Васильевич – технолог – инженер ,живущий в Израиле - наш земляк» ( поисково – исследовательская работа )
«Рябов Владимир Евгеньевич – заслуженный художник Мордовии - наш земляк» , «Вышивальщица родных узоров –Игнатьева Людмила Фёдоровна» -
( поисково – исследовательская работа о заслуженной художнице декоративно - прикладного искусства Мордовии ),
«Доктор неуловимых – наш земляк» ( поисково – исследовательская работа о Заслуженном враче Мордовии Акимове Геврасии Леонтьевиче, уроженца нашего села)
Результаты моей педагогической деятельности:
Учащиеся | год | предмет | ЕГЭ баллы | Поступление в вузы по специальности |
Юдинн Михаил | 2010 | Обществознание история | 77 57 | Педагогический институт имени М.Е.Евсевьева |
Фетхуллов Раиль | 2010 | обществознание | 68 | Агрономия МГУ им .Огарёва |
Потекаев Андрей | 2011 | обществознание | 69 | Строительный факультет МГУ им .Огарёва |
Сысуев А лександр | 2011 | обществознание | 70 | Факультет физической культуры МГПИ им. М. Е. Евсевьева |
Акимова Ирина Юдин Сергей Наумкин Дмитрий | 2012 2013 2013 | Обществознание история обществознание | 57 73 70 63 | Юридический факультет МГУ им .Огарёва Факультет физической культуры МГПИ им. М. Е. Евсевьева Агрономия МГУ им .Огарёва. |
Возможность тиражирования опыта.
Опытом работы я делюсь со своими коллегами
- на заседаниях ШМО и РМО учителей истории и обществознания,
- на семинарах учителей истории и обществознания,
-на педагогическом совете.
Материалы из опыта работы размещены на сайте школы: http://remesenki.edusite.ru/p27aa1.html