Система работы педагогов старшей группы
по формированию основ безопасности.
Составитель:
воспитатель 1КК Лизунова И. В.
МБДОУ детский сад «Радость».
В настоящее время сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями.
Цель:
Формирование у детей навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
- Систематизировать работу по развитию у детей навыков ОБЖ.
- Уточнить и углубить знания детей о правилах безопасного поведения.
- Привлечь родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о безопасности.
- Интегрирование информационных технологий в процессы обучения и воспитания.
- Создание электронного дидактического комплекса - банка компьютерных обучающих презентаций, дидактических и методических материалов по формированию основ безопасности.
Предполагаемый результат:
- Овладели дети нормами и правилами безопасного поведения.
- Сформировали у детей наблюдательности и любознательности.
- У дошкольников развита самостоятельность и ответственность.
- Сформированы умения дошкольников быстро и осознанно реагировать на опасную ситуацию.
- Повысили компетентность родителей в вопросах обучения детей правилам безопасного поведения.
Интеграция образовательной области «Безопасность» с образовательными областями.
Образовательная область |
Задачи |
«Социализация» |
Формирование первичных представлений о себе, тендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания |
«Здоровье» |
Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека |
«Физическая культура» |
Формирование физических качеств и накопления двигательного опыта, необходимых в разнообразных жизненных ситуациях для сохранения жизни и здоровья |
«Труд» |
Формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности |
«Коммуникация» |
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания |
«Познание» |
Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы |
Методы и приёмы работы по образовательной области «Безопасность».
- Наглядные.
- Словесные (объяснения, пояснения, указания). Вопросы к детям и поиск ответов. Слушание музыкальных произведений. Образный сюжетный рассказ, беседа.
- Практические
- ИКТ
Наиболее перспективными формами использования информационного ресурса являются:
- интерактивное занятие;
- смешанный режим – электронный информационный ресурс и непосредственное общение: воспитатель – воспитанник (и).
Фактор безопасности складывается из нескольких составляющих:
- Оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность);
- Сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность);
- Сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и формировать уверенность и защищённость человека (социальная и психологическая защищённость).
Организация системы работы по безопасности предусматривает четыре блока:
- Бережём своё здоровье;
- Безопасный отдых на природе;
- Безопасность на дорогах в городе;
- Семейное благополучие.
Каждый блок разбит на темы для непосредственно образовательной деятельности, в соответствии с условно выделенными источниками опасностей для ребёнка:
- Опасности, с которыми ребёнок может столкнуться дома (или бытовые);
- Опасности на природе;
- Опасности, подстерегающие его на улице и дороге;
- Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице.)
Формы взаимодействия с детьми.
Подход к формам организации по безопасности: от групповой мы переходим к подгрупповой работе, а затем и к индивидуальной. Важно, чтобы каждый ребенок был включен в работу.
Предварительная и последующая работа с детьми в заданном направлении ведётся: в утренние часы, на прогулке, вечером, в свободной деятельности: организовываем игровое экспериментирование, наблюдаем за изучаемыми объектами и явлениями, используем художественное слово, дидактические и подвижные игры, сообщаем познавательную информацию по заданной тематике и т.д.
Мы проводим увлекательные игры, в ходе которых дети получают знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы).
Задания для детей направлены на расширение кругозора детей, развитие фантазии, памяти и речи. Дети рассматривают рисунки, изучают правила поведения, отвечают на вопросы, составляют рассказ по рисунку, заучивают четверостишия, отгадывают загадки, кроссворды и др.
Большую помощь оказывает изучение художественной литературы. Использование игровых приёмов с любимыми героями сказок, мультфильмов, т.е. “проигрывание”- моделирование опасных ситуаций, например: «Встреча с незнакомым человеком», «Бытовые электроприборы» и др.
Cистематически проводим «Недели безопасности».
Совместно с воспитателями ведется экспериментальная работа. Дети проводят опыты, получают представления о том, как загораются предметы, какие средства используются при тушении огня и др.
Активно используем инновационные технологии с привлечением технических средств: телевизора, DWD-проигрывателя, мультимедийные программы, обучающие мультфильмы «Уроки безопасности» и т.д.
Стало традицией приглашать в детский сад инспекторов ГИБДД и по пожарной профилактике, также сотрудничаем с «Центром Спасением».
Интересно проходят театрализованные развлечения и игры-тренинги, такие как «Если чужой приходит в дом», «Игры во дворе», «Дорожные знаки», «Игра-путешествие в лес» и др.
Традиционными формами сотрудничества с семьей в дошкольном учреждении считаются родительские собрания и индивидуальные беседы.
Но, как правило, родители наших детей - люди очень занятые, и нередко им совершенно некогда побеседовать с воспитателем, обсудить проблемы развития и воспитания своего ребенка.
Выручает нас в этом случае наглядная информация. Это материалы, которые мы размещаем на стенды или помещаем в папки-передвижки. Современная форма - информационные листки с краткой и наиболее ценной для родителей информацией. Такие листки помещаются в информационные уголки, что подчеркивает желание педагогов сотрудничать с родителями воспитанников.
Мы уверены, что если следовать определённым правилам поведения, соблюдать их и учить этому ребёнка с ранних лет, можно защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья.
Считаем, что созданная система работы по безопасности способствует формированию у детей навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.