Система работы педагогов старшей группы

по формированию основ безопасности.

 

Составитель:

воспитатель 1КК Лизунова И. В.

МБДОУ детский сад «Радость».

 

В настоящее время сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями.

 

Цель:

 

Формирование у детей навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

 

Задачи:

 

  1. Систематизировать работу по развитию у детей навыков ОБЖ.
  2. Уточнить и углубить знания детей о правилах безопасного поведения.
  3. Привлечь родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о безопасности.
  4. Интегрирование  информационных технологий в процессы обучения и воспитания.
  5. Создание электронного дидактического комплекса - банка компьютерных обучающих презентаций, дидактических и методических материалов по формированию основ безопасности.

Предполагаемый результат:

 

  1. Овладели дети нормами и правилами безопасного поведения.
  2. Сформировали у детей наблюдательности и любознательности.
  3. У дошкольников развита самостоятельность и ответственность.
  4. Сформированы умения дошкольников быстро и осознанно реагировать на опасную ситуацию.
  5. Повысили компетентность родителей в вопросах обучения детей правилам безопасного поведения.

 

 

 

Интеграция образовательной области «Безопасность» с образовательными областями.

 

 

Образовательная область

Задачи

«Социализация»

Формирование первичных представлений о себе, тендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания

«Здоровье»

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека

«Физическая культура»

Формирование физических качеств и накопления двигательного опыта, необходимых в разнообразных жизненных ситуациях для сохранения жизни и здоровья

«Труд»

Формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности

«Коммуникация»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания

«Познание»

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы и приёмы работы по образовательной области «Безопасность».

 

  1. Наглядные.
  2. Словесные (объяснения, пояснения, указания). Вопросы к детям и поиск ответов. Слушание музыкальных произведений. Образный  сюжетный рассказ, беседа.
  3. Практические
  4. ИКТ

 

Наиболее перспективными формами использования информационного ресурса являются:

  • интерактивное занятие;
  • смешанный режим – электронный информационный ресурс и непосредственное общение: воспитатель – воспитанник (и).

 

Фактор безопасности складывается из нескольких составляющих:

 

  • Оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность);
  • Сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность);
  • Сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и формировать уверенность и защищённость человека (социальная и психологическая защищённость).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация  системы работы по безопасности предусматривает четыре блока:

 

  • Бережём своё здоровье;
  • Безопасный отдых на природе;
  • Безопасность на дорогах в городе;
  • Семейное благополучие.

 

Каждый блок разбит на темы для непосредственно образовательной деятельности, в соответствии с условно выделенными источниками опасностей для ребёнка:

 

  • Опасности, с которыми ребёнок может столкнуться дома (или бытовые);
  • Опасности на природе;
  • Опасности, подстерегающие его на улице и дороге;
  • Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы взаимодействия с детьми.

 

Подход к формам организации по безопасности: от групповой мы переходим к подгрупповой работе, а затем и к индивидуальной. Важно, чтобы каждый ребенок был включен в работу.

 Предварительная и последующая работа с детьми в заданном направлении ведётся: в утренние часы, на прогулке, вечером, в свободной деятельности: организовываем игровое экспериментирование, наблюдаем за изучаемыми объектами и явлениями, используем художественное слово, дидактические и подвижные игры, сообщаем познавательную информацию по заданной тематике  и т.д.

Мы проводим увлекательные игры, в ходе которых дети получают знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы).

Задания для детей направлены на расширение кругозора детей, развитие фантазии, памяти и речи. Дети рассматривают рисунки, изучают правила поведения, отвечают на вопросы, составляют рассказ по рисунку, заучивают четверостишия, отгадывают загадки, кроссворды и др.

Большую помощь оказывает изучение художественной литературы.  Использование игровых приёмов с любимыми героями сказок, мультфильмов, т.е. “проигрывание”- моделирование опасных ситуаций, например: «Встреча с незнакомым человеком», «Бытовые электроприборы» и др.

Cистематически проводим «Недели безопасности».

Совместно с воспитателями ведется экспериментальная работа. Дети проводят опыты, получают представления о том, как загораются предметы, какие средства используются при тушении огня и др.

Активно используем инновационные технологии с привлечением технических средств: телевизора, DWD-проигрывателя, мультимедийные программы, обучающие мультфильмы «Уроки безопасности» и т.д.

Стало традицией приглашать в детский сад инспекторов ГИБДД и по пожарной профилактике, также сотрудничаем с «Центром Спасением».

Интересно проходят театрализованные развлечения и игры-тренинги, такие как «Если чужой приходит в дом», «Игры во дворе», «Дорожные знаки», «Игра-путешествие в лес» и др.

Традиционными формами сотрудничества с семьей в дошкольном учреждении считаются родительские собрания и индивидуальные беседы.

Но, как правило, родители наших детей - люди очень занятые, и нередко им совершенно некогда побеседовать с воспитателем, обсудить проблемы развития и воспитания своего ребенка.

Выручает нас в этом случае наглядная информация. Это материалы, которые мы размещаем на стенды или помещаем в папки-передвижки. Современная форма - информационные листки с краткой и наиболее ценной для родителей информацией. Такие листки помещаются в информационные уголки, что подчеркивает желание педагогов сотрудничать с родителями воспитанников.

Мы уверены, что если следовать определённым правилам поведения, соблюдать их и учить этому ребёнка с ранних лет, можно защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья.

Считаем, что созданная система работы по безопасности способствует формированию у детей навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.