Методическая разработка на тему:
«Сохранение эмоционального благополучия детей младшего возраста через игры
с песком и водой»
Автор: Никонова Екатерина Владимировна,
воспитатель ГБОУ структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, - «Детский сад»,
г. Сызрань
Актуальность представленной разработки:
Жизнь не стоит на месте, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Я стараюсь следовать времени и ищу новые пути обучения и воспитания дошкольников, применяя в своей работе современные образовательные технологии. Для эффективного познания окружающего мира я использую такую форму работы, как опытно-исследовательская. В повседневной жизни дети часто сами экспериментируют с различными предметами, стремясь узнать что-то новое. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, они стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. Именно поэтому игры с песком и водой так важны для развития любого ребенка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах. Взаимодействие с песком и водой стабилизирует эмоциональное состояние.
Цель: знакомство со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса, воспитание любознательности и интереса к окружающему миру.
Использование игр с песком и водой в работе с дошкольниками позволяет реализовать следующие задачи:
Основные идеи, принципы, подходы:
Как показывает практика, если ребенка не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать детей к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности. Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующей формированию у него обследовательских действий. Для того чтобы заинтересовать детей, пробудить в них творческую активность я применяю игровые методы и приемы, художественное слово. Многообразие игр, представленных в методической и практической литературе, позволяют сделать воспитательно-образовательный процесс интересным, содержательным, практически направленным. Этому есть несколько объяснений:
Дети очень любят играть с песком и водой, именно поэтому я предприняла попытку использовать игры – занятия с песком и водой в качестве дополнительного методического приема.
Пояснительная записка
Игры с песком и водой доставляют удовольствие и детям и взрослым, но это не только весело, но и полезно и в плане оздоровления, и в плане знакомства малышей с окружающим миром. Деткам нравится трогать песок, пересыпать его из одного ведерка в другое, лепить из песка разные фигурки; любят дети также плескаться в воде, кидать в емкость с водой разные предметы. Такие игры благотворно влияют на психику ребятишек, успокаивают, создают умиротворенное состояние, гасят негативные эмоции.
Игры с водой и песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах: играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся трудолюбию и терпению. Помимо этого, игры с песком и водой помогают развитию мелкой моторики, координации движений, дают представление о таких важных понятиях, как «много-мало», «быстро-медленно», «короткий-длинный», «высокий-низкий». Малыши начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с основными цветами. Игры с водой и песком - это и театр, сфера творческой деятельности ребёнка. Играя с песком, ребенок раскрепощается, так как он увлечен действием и игрой, а песок обладает релаксационным действием. На занятиях я применяю игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, я стараюсь научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Я работаю в группе с детьми младшего возраста, где игры с водой и песком стараюсь проводить систематически:
Очень важно, до начала игр, познакомить детей с правилами поведения во время игр с водой и песком:
Во время игр с водой необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей:
При организации игр с песком важно учесть следующее:
В играх с песком в начале я ограничивалась традиционным набором дидактического материала: ведерки, стаканчики, совочки, лейки, грабельки, палочки, листочки, формочки, ситечки, камешки, предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага), игрушки небольшого размера, человеческие персонажи, домики, животные, машинки, растения, мосты, ворота. В играх с водой – ёмкости для воды: стаканчики, бутылочки, тазики, бассейны, предметы из разных материалов, ложки, резиновые игрушки, шарики, мячики и многое другое. Но постепенно стало этого не хватать и я начала придумывать новые игры, поэтому список дидактического материала стал пополняться нетрадиционным дидактическим материалом: пластиковые шумовки, щипцы для перемешивания салата, ложки для накладывания спагетти, поварешки, ложки, ситечки для вынимания яиц из горячей воды, воронки, кружки, стаканчики, дуршлаг, венчик для взбивания, губки для мытья посуды, коктейльные трубочки, пульверизаторы, увеличительное стекло, прессованные полотенца, небольшие контейнеры с крышками. Этот список можно дополнять бесконечно – нужно смело проявлять творчество, фантазию и желание сделать что-то новое и интересное для психоэмоционального развития и благополучия детей. Однако, для полноценной игры одного оборудования недостаточно. Для того чтобы игры были интересными, развивающими нужна идея, эксперимент или сюжет.
Использование нетрадиционного дидактического материала позволяет мне внести разнообразие в игры с водой и песком, в процессе которых дети успешнее адаптируются к условиям детского сада, становятся эмоционально отзывчивыми, доброжелательными, начинают пользоваться речью как средством общения со сверстниками. У них улучшается координация движений, моторика, пространственная ориентация.
Организация и проведение игр с песком и водой.
Вся работа по ознакомлению малышей с неживой природой строится мною в форме игрового экспериментирования. Малыши включаются в осмысленную деятельность, в процессе которой они обнаруживают все новые и новые свойства предметов.
Игры - эксперименты я использую на прогулке как часть наблюдения. Длительность их проведения четко не регламентирую. Это зависит от формы организации игры-эксперимента, интереса детей, но не более 10 минут за один этап. Опыты провожу как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендую, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
Игры с детьми провожу эмоционально, в сказочной форме, произношу все приятным, доброжелательным голосом, чтобы в поведении детей ощущалась только радость. К каждому ребёнку стараюсь найти индивидуальный подход, учесть личностные особенности. Специально подобранная музыка в момент игр с водой и песком гармонизирует психоэмоциональное состояние ребенка; спокойный характер, негромкое звучание стимулирует его деятельность.
Неоценимую помощь оказывают мне в работе народные потешки, стихи детских поэтов, считалочки – они способствуют развитию речевого слуха, упорядочению движений очень динамичных детей, побуждают к деятельности малоактивных детей. Присутствие игрового персонажа, его поддержка, добрый голос – настраивает детей на эмоционально-позитивную атмосферу. Игры с водой и песком важны для ослабленных детей, у которых особенно страдают эмоциональная сфера, моторика, координация движений.
В работе с детьми младшего возраста очень важно использовать прием новизны, разнообразие заданий и игрового материала, элементы неожиданности, сюрпризности, поощрения, поддержку и т.д.
Мною разработан перспективный план игровой экспериментальной деятельности с водой и песком во II младшей группе с учетом возрастных особенностей детей. (Приложение 1).
Также была оформлена картотека игр – экспериментов с водой и песком.
Свою опытно-исследовательскую работу с водой и песком провожу совместно с родителями. Разработала консультации для родителей. (Приложение 2, 3.)
Исходя из вышеизложенного, считаю, что игры с водой и песком являются прекрасным посредником для установления доверительных отношений между воспитателем и ребенком, ребенком и родителями, способствуют созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка и в группе в целом. Они помогают создать хорошее настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, а также помогают накапливать жизненный опыт и развивают познавательную сферу ребенка. Малыши овладевают разными способами познания, в том числе и экспериментированием в игре, что способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.