Дата публикации: 23 марта 2016

Конспект занятия «Хорошие манеры за столом»

Автор: Копылова Юлия Валерьевна.

Программное содержание:

Обучающие:

Продолжать формировать навыки активного пользования мимикой и жестами, речевым дыханием.

Закрепить знания столового этикета в разделе «Поведение за столом».

Закрепить название столовых приборов и их применение во время еды.

Развивающие:

Развивать зрительное, слуховое восприятие, ориентировку в пространстве, связную речь, умение

строить высказывание, слушать друг друга.

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения за столом.

Пропедевтическая  работа:

Этические задачки «Моя помощница салфетка» с практическим применением;

Беседа «Красивое застольное поведение»;

Сюжетно-ролевая игра «Как общаться за столом»;

Разыгрывание проблемных ситуаций;

Рассматривание иллюстраций, картин русских художников на данную тему;

Работа с родителями: ознакомление  с правилами столового и чайного этикета;

Дидактическая игра «Как пользоваться столовыми приборами»

Материал и оборудование: чайные или кофейные пары, сахарница с сахаром, конфетница с конфетами, одежда для двух бабушек, мамы, и для двух детей:

мальчика и девочки, стол, скатерть, стулья, чайник заварочный и  чайник с

теплой водой (для сценки).

Компьютер, мультимедиа проектор, экран, мяч для динамической паузы.

Ход занятия:

Чтение детьми стихотворений о столовом этикете:

УЧИСЬ ПРАВИЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРИБОРАМИ.

За столом щенок Антошка

Рыбу ел столовой ложкой,

Вилкой суп пытался кушать

- Не хотел советов слушать.

И хотя вовсю старался,

Так голодным и остался.

Ну, куда это годится!

Всем пора бы кушать вилкой,

кушать ложкой

А не делать, как Антошка.

УМЕЙ ЕСТЬ НЕ СПЕША, И АККУРАТНО

Медвежонок хлеб жевал - крошки хлебные ронял.

Говорил с набитым ртом -

Что? Не мог понять никто.

После взялся за компот - стол облил и свой живот!

Все над ним хохочут звонко, застыдили медвежонка

- Ты не знаешь? За столом надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить, крошки на пол не сорить.

После встать из-за стола в шубке чистой, как была.

НЕ БАЛУЙСЯ ЗА СТОЛОМ

За столом сидела Белка,

Перед ней была тарелка,

В ней из хлеба, масла, сала

Белка дом сооружала.

Так, друзья, не поступают

И с едою не играют.

За столом едят, друзья,

Баловаться здесь нельзя! А поели - вы свободны, И играй те как угодно.

 

Просмотр слайдов с картинками (в презентации).

Каждый слайд дети анализируют.

Воспитатель подводит детей к выводу, что есть определенные правила, которые соблюдают воспитанные люди.

Дети называют правила поведения за столом (используя наглядность-схемы).

Воспитатель показывает схему, а ребенок отвечает, какое правило она определяет.

 

Сценка «За столом» (разыгрывают дети)

Бабушка угощает чаем:

-Пожалуйста, чай, конфеты, печенье.

Потом мы послушаем Ксюшино пенье.

Извольте откушать домашний пирог,

Отведать печенье, пирожное, чай.

Все садятся к столу.

Мама разливает чай.

Валентина Степановна хвалит угощение:

- Спасибо хозяйке - Лидии Игнатьевне.

Как говорят, угощение знатное:

Тают во рту и пирог, и печенье,

Вышло на славу ваше угощение.

Очень красива посуда чайная...

В это время Петя опрокидывает вазочку с конфетами и печеньем на Валентину Степановну.

Он бросается к гостье и собирает печенье и конфеты, случайно задевает чашку

с  чаем,  чайная ложка падает на пол …

Валентина Степановна вскакивает со стула. Она испуганно смотрит по сторонам и

строго опрашивает:

-Знает мальчик или нет, что такое Этикет?!

Петя: пожимает плечами. Он никогда не слышал слова «этикет».

- Наверно это милиционер, который следит за порядком. Сейчас его вызовут.

Что я натворил! Нужно попросить прощения. Какие слова я должен сказать?.. сейчас вспомню!

Бабушке стало стыдно за внука. Она очень смутилась.

Петя подходит к гостье, виновато  склоняет голову:

- Я был неловок, прошу извинения.

- Я виноват, прошу прощения…

Валентина Степановна:

- Что ж Петя, тебя от души я простила.

Выучи хорошие манеры,

Пусть сестра тебе служит примером.

 

Вопросы для обсуждения после сценки

- Кто запомнил, какими словами бабушка предлагает гостье угощение? (Дети: Лидия Игнатовна говорит так, как принято было в старину:

«Извольте откушать пирог, отведать печенье»)

- Как вы думаете, что выражали данные слова? (Дети рассуждают: эти слова выражали почтение, уважение к гостю)

- Верно. Нам и сейчас приятно их слышать.

- А какими словами сейчас принято сопровождать угощение? (Дети: Кушайте, пожалуйста.

Попробуйте этот пирог и т. д.)

- Ребята, как вы думаете, почему бабушке стало стыдно за Петю?  (Дети: некрасивое поведение за столом, неаккуратен мальчик)

- Как вы думаете, какие манеры у Пети? (Дети рассуждают)

- Подумайте и скажите, почему Валентина Степановна сказала, что у  Ксюши хорошие манеры? (Дети рассуждают)

- Когда Петя вел себя как воспитанный мальчик? (Дети: Петя вел себя как воспитанный мальчик, когда он  извинился )

- Почему Валентина Степановна простила его? (Если этикетное правило нарушено, следует принести извинение. Когда извинение произносится детьми искренне, от души, их прощают).

- Как сначала понял это Петя? (Дети: Наверно это милиционер, который следит за порядком. Сейчас его вызовут. Что я натворил!)

- Что означает слово этикет? (Дети: Это красивые и правильные правила поведения воспитанных людей).

- Ребята, как вы думаете, почему каждый и взрослый, и ребенок — должен соблюдать правила этикета? (Дети: Соблюдение этикета помогает людям быть предупредительными, вежливыми и не обижать друг друга.)

- Я предлагаю вам показать ваши хорошие манеры за столом и приглашаю вас на чаепитие (Дети накрывают стол и проходит чаепитие, как практическая часть закрепления знаний).